Соиле Исокоски

Soile Isokoski

Дата рождения
14.02.1957
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
Финляндия

Маленькая Финляндия, богатая своими музыкальными традициями, подарила миру немало замечательных певцов. Путь "в звезды" для большинства из них проходит через учебу в академии им. Сибелиуса. Затем - престижный национальный конкурс вокалистов в Лаппеенранта - именно этот конкурс стал стартовой площадкой для таких певцов, как Карита Маттила, Йорма Хюннинен, а Мартти Талвела был его первым лауреатом в 1960-м году.

"Звезда...", - философствует сегодня "серебряное сопрано" Соиле Исокоски,- "... в небе звёзды так далеко, вне пределов досягаемости..." О профессии оперной певицы, а тем более карьере в ее "звёздном варианте" она и не помышляла. Детство прошло в далекой северной финской провинции Посио. Отец был священником, от матери - коренной лапландки - Соиле унаследовала прекрасный голос и пение в традиционной манере "йойк". В доме любили и классическую музыку. Живя вдали от музыкальных центров, слушали радио, граммофонные записи, пели "семейным многоголосием". В школьные годы Соиле Исокоски занималась на фортепиано, но к пятнадцати годам, не выдержав конкуренции со старшим братом, бросила и начала рисовать. Училась на экономическом факультете, подумывая о карьере юриста, а параллельно стала брать уроки вокала. "Моим первым идолом была Elly Ameling . Затем были периоды Каллас, Кири Те Канавы, Джесси Норман" - рассказывала Исокоски в одном из ранних интервью. Поддавшись уговорам одного из родственников, учившегося в филиале академии Сибелиуса в Купио, она поступает факультет церковной музыки и, честно "отслужив" там положенные пять лет, отбывает обратно на север, где поступает на работу органистом в местечке Паавола, откуда до ближайшего города Оулу около 400 км.

Именно отсюда в рекордно холодном январе 1987 года она приезжает на конкурс в Лаппеенранта - отнюдь не за победой, а просто "проверить себя, попробовать себя на сцене". Учитывая тот факт, что для участия в конкурсе допускались сопрано не старше 30 - шанс для Соиле Исокоски был последний. Неожиданно для всех и в первую очередь для самой себя - она победила. Успела победить, потому что до "роковой" тридцатилетней "черты" ей оставался всего месяц! "У меня было достаточно времени для подготовки к самому конкурсу, но к победе я психологически готова не была. После каждого тура я только удивлялась, что могу продолжать, а когда объявили победительницей - просто испугалась: "Что же мне теперь-то делать?!" К счастью, во всех последующих "обязательных выступлениях" в камерных концертах и с оркестрами можно было петь конкурсный репертуар и время для подготовки новых программ было выиграно". Так неожиданно и ярко зажглась ее звезда, а дальше надо было только успевать не отстать от собственной судьбы. В том же году она занимает второе место на "Singer of the World Competition of BBC-Wales at Cardif", получает приглашение на работу в Финскую Национальную Оперу, а в следующем 1988 году выигрывает на двух международных конкурсах - в Токио и на конкурсе Elly Ameling в Голландии. За победами последовали приглашения в Лондон и Нью-Йорк, а выступление, по сути, "начинающей" певицы с сольным концертом в Amsterdams Concertgebouw - случай чрезвычайно редкий в практике этого зала - явилось бесспорным украшением этой фантастической интродукции.

Оперным дебютом Соиле стала партия Мими в "Богеме" Пуччини на сцене Финской Национальной Оперы (1987). С понятием "сценической подготовки" пришлось познакомиться прямо на репетициях. "Начинать с Мими - страшно подумать! Только "благодаря" полнейшей неопытности я могла так бесстрашно на это решиться". Однако природный артистизм, музыкальность, огромное желание, работоспособность в сочетании с голосом - легким искрящимся лирическим сопрано - явились залогом успеха. За Мими последовали роли Графини в "Фигаро", Микаэлы в "Кармен", Агаты в "Вольном стрелке" Вебера. Партии Памины в "Волшебной флейте" на фестивале в Савонлинна, Донны Эльвиры в "Дон Жуане" в Германии и Австрии, Фьордилиджи в "Так поступают все" в Штуттгарте обнаружили в Исокоски блистательный талант исполнительницы моцартовского репертуара. Работа над разнообразным материалом, бережное и интуитивно умное совершенствование аппарата способствовали обогащению характеристичного тембра ее голоса, появлению новых вокальных красок.

Голос критики тех лет был восторженно сдержанным ("Много шуму из "чего" - характерное осторожно-неуклюжее название одной из публикаций 91 года). Абсолютно "непробивной" характер, провинциальная скромность, совсем не голливудская внешность (другая статья о певице иллюстрировалась не обычным портретом, а карикатурой!) - спекулировать о причинах такого "малодушного" выжидания можно долго. Главное же то, что отсутствие "раскрутки" нисколько не усыпило бдительности выдающихся дирижеров и руководителей крупнейших оперных театров.

За несколько лет "певица, пришедшая из холода" успела поработать в Ла Скала, Гамбурге, Мюнхене, венской Штаатсопер, Опере Бастилии, Кавент-Гардене, Берлине с "созвездием" дирижеров, включающим имена З.Меты, С.Озавы, Р.Мути, Д.Баренбойма, Н.Ярви, Д.Конлона, К.Дейвиса, Б.Хайтинка, Э.-П.Салонена и др. Она принимает регулярное участие в Salzburger Festspiele и Savonlinna Opera Festival.

В 1998 году К.Аббадо после двух лет успешного сотрудничества с певицей (запись "Дон Жуана" - один из результатов) в интервью финской газете Helsingin Sanomat вынес "приговор": "Соиле - обладательница выдающегося голоса, способная справиться с любой партией".

Начиная с конца 90-х годов С.Исокоски блестяще доказывает правоту высказывания великого маэстро: в 1998 году она с большим успехом исполнила роль Алисы Форд в новой постановке "Фальстафа" Верди в берлинской Штаатсопер, Эльзы в "Лоэнгрине" (Афины), Евы в "Мейстерзингерах" (Ковент-Гарден), Марии в "Проданной невесте" Сметаны (Ковент-Гарден). Затем пришла пора попробовать себя во французском репертуаре - выступление в роли Рахиль в опере Галеви "Жидовка" (1999, Венская Штаатсопер) получило высочайшую оценку международной критики.

Исокоски осторожна - и это вызывает уважение. "Опоздав на старт", она не поддалась искушению форсировать события и, несмотря на то, что в приглашениях недостатка не было, около десяти лет не решалась на свою первую вердиевскую роль (здесь речь идет именно о ее "оперной политике", в концертах она поет все - вокально-симфоническую, ораториальную, камерную музыку любых эпох и стилей - в камерных концертах с ней на протяжении многих лет выступает пианистка Марита Виитасало). Несколько лет назад, накануне решительного "поворота" в сторону расширения репертуара певица говорила в одном из интервью: "Я люблю Моцарта и никогда не перестану его петь, но я хочу проверить свои возможности... Если станет ясно, что в чем-то их переоценила - что ж, буду "eще на один опыт богаче" (one experience richer). Разумеется, это было невинное кокетство уверенного в себе профессионала, кстати, всегда скептически относившегося к "перестраховкам" коллег в вопросах заботы о физическом здоровье ("холодного не пить, в сауну не ходить"). На фестивале в Савонлинна-2000 в "копилку" отрицательных опытов пришлось все же опустить, возможно, первое "сообщение". С. Исокоски тогда была занята в "Фаусте" Гуно (Маргарита), накануне чувствовала себя неважно, но решила выступать. Перед самым выходом на сцену, уже в костюме и гриме вдруг поняла, что петь не сможет. Замена заранее подготовлена не была, спектакль был под угрозой срыва. "Выкрутились" самым неожиданным образом. В публике случайно находилась известная шведская певица, солистка Королевской Оперы - Лена Нордин. Лену с партитурой в руках спрятали где-то у сцены и Соиле спела весь спектакль голосом Лены Нордин! Комар носу не подточил. Слушатели (за исключением, возможно, только фанатов Исокоски) о замене узнали только позднее из газет, а певица стала "one experience richer". И вполне своевременно. В начале 2002 года ее ожидает ответственный дебют на сцене Метрополитен-опера. Там она выступит в роли Графини в опере "Свадьба Фигаро" ее любимого и "надежного" Моцарта.

Марина Дёмина, 2001 год

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама