Karl Goldmark
Жизнь и творчество Кароя Гольдмарка — это постоянная борьба за хлеб, борьба за знания, за место в жизни, влюбленность в красоту, благородство, искусство.
Природа одарила композитора особыми способностями: в самых тяжелых условиях благодаря железной воле Гольдмарк занимался самообразованием, постоянно учился. Даже в чрезвычайно богатой, многокрасочной музыкальной жизни XIX века, он смог сохранить свою индивидуальность, особый колорит, сверкающий сказочными восточными красками, бурную интонацию, своеобразное богатство мелодий, которые пронизывают все его творчество.
Гольдмарк — самоучка. Педагоги обучили его лишь искусству игры на скрипке. Сложное же мастерство контрапункта, развитую технику инструментовки, да и сами принципы современной инструментовки он усваивает сам.
Он происходил из такой бедной семьи, что в 12 лет еще не умел ни читать, ни писать, и когда пришел поступать к своему первому учителю — скрипачу, то ему подали милостыню, думая, что это нищий. Став взрослым, сформировавшись как художник, Гольдмарк превратился в одного из самых почитаемых музыкантов Европы.
В возрасте 14 лет мальчик переселяется в Вену, к своему старшему брату Иожефу Гольдмарку, бывшему тогда студентом-медиком. В Вене он продолжал заниматься игрой на скрипке, но брат не верил, что из Гольдмарка выйдет хороший скрипач, и настоял на том, чтобы мальчик поступил в техническое училище. Мальчик послушен, но в то же время и упрям. Поступив в училище, он одновременно сдает экзамены в консерваторию.
Через некоторое время, однако, Гольдмарк вынужден был прервать учебу. В Вене разразилась революция. Йожеф Гольдмарк, бывший одним из вождей молодых революционеров, должен бежать — его разыскивают императорские жандармы. Молодой студент консерватории Карой Гольдмарк отправляется в Шопрони участвует в боях на стороне венгерских повстанцев. В октябре 1849 года молодой музыкант становится скрипачом в оркестре шопронской театральной труппы Коттауна.
Летом 1850 года Гольдмарк получает приглашение приехать в Буду. Здесь он играет в оркестре, выступающем на площадках и в театре Будайской крепости. Коллеги его — случайная компания, но тем не менее он и из них извлекает пользу. Они знакомят его с оперной музыкой той эпохи — с музыкой Доницетти, Россини, Верди, Мейербера, Обера. Гольдмарк даже берет напрокат рояль и, наконец, претворяет в жизнь свою давнишнюю мечту: учится игре на фортепьяно, притом с таким поразительным успехом, что вскоре он сам начинает давать уроки и выступает тапером на балах.
В феврале 1852 года мы находим Гольдмарка в Вене, где он играет в театральном оркестре. Его верный «спутник» — нужда — и здесь не покидает его.
Ему было около 30 лет, когда он выступил и как композитор.
В 60-х годах ведущая музыкальная газета «Нейе цейтшрифт фюр мюзик» уже пишет о Гольдмарке как о выдающемся композиторе. Вслед за успехом пришли и более светлые, более беззаботные дни. В круг его друзей входят замечательный русский пианист Антон Рубинштейн, композитор Корнелиус, автор «Багдадского цирюльника», но прежде всего — Ференц Лист, который с безошибочной уверенностью почувствовал в Гольдмарке большой талант. В этот период он пишет произведения, имевшие мировой успех: «Гимн весны» (для альта соло, хора и оркестра), «Сельская свадьба» (симфония для большого оркестра) и сочиненную в мае 1865 года увертюру «Сакунтала».
В то время как «Сакунтала» пожинает огромный успех, композитор начал работать над партитурой «Царицы Савской».
После многих лет напряженного, упорного труда опера была готова. Однако театральная критика не очень-то считалась с растущей популярностью создателя «Сакунталы». Под самыми необоснованными предлогами опера неоднократно отвергалась. И Гольдмарк, разочаровавшись, отступил. Он спрятал партитуру «Царицы Савской» в ящик письменного стола.
Позднее ему на помощь пришел Лист, который в одном из своих концертов исполнил марш из «Царицы Савской».
«Марш, — пишет сам автор, — имел огромный, бурный успех. Ференц Лист публично, чтобы все слышали, поздравил меня...»
Однако клика и теперь не прекратила борьбы против Гольдмарка. Грозный властелин музыки в Вене, Ганслик, одним росчерком пера расправляется с оперой:«Произведение непригодно для сцены. Единственный отрывок, который еще как-то звучит — это марш. А он только что был исполнен…»
Потребовалось решительное вмешательство Ференца Листа, чтобы сломить сопротивление заправил Венской оперы. Наконец, после длительной борьбы «Царица Савская» 10 марта 1875 года была поставлена на сцене Венской оперы.
Еще через год оперу ставят и в венгерском Национальном театре, где ею дирижирует Шандор Эркель.
После успеха в Вене и Пеште «Царица Савская» вошла в репертуар оперных театров Европы. Имя Гольдмарка упоминается теперь наряду с именами великих оперных композиторов.
Балашша, Гал