Иракская музыка
В основе муз. культуры Ирака, как и др. стран совр. араб. Востока, лежит др.-араб. цивилизация. С 7 в. Ирак был провинцией, с 8 в. — центром Араб. халифата (см. Арабская музыка). Отсюда бытование таких инструментов, как уд (лютня), рабаб (простая виола, своего рода скрипка), кеманча, или гиджак (струн. смычковый), канун, или псалтерион (струн. щипковый), най (перс. флейта), дуфф (маленький плоский квадратный бубен) и др. На развитии ирак. культуры, в т. ч. музыки, отрицательно сказалось османское господство. В 30-х гг. 16 в. территория Ирака была завоёвана турками; с 30-х гг. 17 в. до конца 1-й мировой войны 1914–18 Ирак входил в состав Османской империи. Багдад был превращен в главный город одной из областей султанской Турции. Турецкая музыка вытеснила И. м. из обществ. жизни. Ведущее место заняла воен. музыка (она была частью церемониала паши). И. м. начала возрождаться лишь в 19 в.
Иракская нар. и традиц. проф. музыка характеризуется широко развитой ладовой системой, содержащей многочисл. лады-макамы (см. Макам). В ирак. звукоряде, как и в арабском, имеется 24 интервала, близких к четвертитоновым. Эти интервалы дают возможность составить разл. ладовые комбинации (европеец зачастую не может отличить их на слух; нек-рые из ладов кажутся одинаковыми, настолько тонка их разница). В Ираке известны 39 ладов-макамов (в практике применяется меньше). Макамы являются ладовой основой больших вок.-инстр. циклов типа сюиты. Каждая пьеса строится в определённом макаме и носит соответств. ему название. Для этих произв. типично орнаментально-вариац. развитие, чередование осн. напева с инстр. эпизодами. Среди разнообразных нар. песен популярен жанр атаба (жалоба) — своего рода песня-диалог, состоящая из эмоциональных сольных речитативов и коротких ответов.
В совр. Ираке осваиваются достижения европ. муз. культуры. Центром муз. жизни является Багдад. При Багдадском радио работают: Оркестр вост. музыки (руководитель — комп. Селим аль-Челеби), хор, вокалисты-солисты. В 1971 создан Нац. симф. оркестр. В 1929 учащиеся средних школ Багдада создали труппу «Иракский национальный т-р», к-рая выступала с песнями, плясками, скетчами. В 1931 Хакки аш-Шибли организовал первый проф. ансамбль (ок. 50 ирак., егип., сирийских, ливанских артистов), включавший также оркестр нар. инструментов. Ансамбль, наряду с инсценировками араб. лит. и фольклорных произв., выступал с концертами араб. музыки. Муз. кадры Ирака воспитываются гл. обр. в Академии изящных иск-в (осн. в 1940, имеет отделения музыки, живописи и скульптуры, театр. иск-ва). Нек-рые выпускники продолжают муз. образование в др. странах, в т. ч. в СССР (неск. ирак. музыкантов, имеющих диплом Моск. консерватории, преподают в академии). В 1968 открыта муз. школа для одарённых детей (среди преподавателей — сов. педагоги). Помимо гос. уч. заведений, существуют частные муз. школы.
Совр. музыканты: композитор Ахмед аль-Халиль (автор песен, орк. пьес), певцы-исполнители макамов — Мухаммед Куббальчи, Салима Мурад, Арифа Искандер, Сабиха Ибрахим; исполнители нар. и совр. песен — Ламиа Тауфик, Вахида Халим, Дахиль Хасан, Худейр Абу Азиз, Зугур Хусейн; певцы — Фарук Халяль, Рида Али; инструменталисты — Хасан Рад-жаб, Шуэйб Ибрахим, Худейр Шибли, Дажиль Башир и др. В Багдаде изд. музыковедч. труды, среди них — кн. Абд аль-Карима аль-Аллафа «Аль-тараб инда-ль-араб» («Музыка у арабов», 1945), излагающая историю и теорию араб. музыки; кн., составленная Абд ар-Раззаком аль-Хусайни «Аль-агани аш-шебия» («Народные песни», 1929), содержащая образцы нар. песен; кн. Аббаса аль-Аззави «Аль-мусики аль-ира-кийя ди ахд аль-моголь ва-т-туркман мин сана 1258–1534» («Иракская музыка во времена монгольского и турецкого господства», 1951) и др.
Литература: Современный Ирак, М., 1966.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.