Мадонис (итал. Madonis), Луиджи (Лодовико) (ок. 1700, Венеция — после 1767, Петербург) — итальянский скрипач и композитор. Вероятно, ученик А. Вивальди. В 1725 своей игрой привлёк внимание И. Кванца, слышавшего его в Венеции. В 1725–27 разъезжал со странствующей оперной труппой Перуцци, выступавшей в Бреслау и Брюсселе. В 1729–30 выступал в «Духовных концертах», был придв. музыкантом венецианского посла в Париже, где опубликованы его первые 12 скрипич. сонат с basso continuo В 1733–38 и 1740–67 служил при русском дворе (1-м скрипачом, с 1740 концертмейстером придворного оркестра), одновременно был скрипачом придв. т-ров. В 1742 участвовал в пост. в Москве по случаю коронации Елизаветы Петровны оперы И. А. Хассе «Милосердие Тита», написал для неё вставные арии. В России концертировал; возможно, преподавал.
Интерес представляет его сб. «12 разных симфоний, ради скрипки и баса сочинённые…» (1738) — одно из первых музыкальных сочинений, изданных в России. Написанные по итал. образцам и представляющие собой характерный тип старинной камерной сонаты, они в то же время насыщены интонационными оборотами (эпизоды танцевального характера), напоминающими русские нар. песни (на «руссицизмы» в сонатах Мадониса первым обратил внимание H. P. Финдейзен). Однако Мадонис был известен в России больше как скрипач-виртуоз, чем как композитор.
Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России…, т. 2, М., 1928–29; Ливанова Т., Пекелис М., Попова Т., История рус. музыки, под ред. М. С. Пекелиса, т. 1, М.-Л., 1940, с. 112–13; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957, с. 35–37; Келдыш Ю., Русская музыка XYIII века, М., 1965; Сaffi F., Storia della musica sacra nella giа cappella ducale di San Marco in Venezia dal 1318 al 1797, v. 1–2, Venezia, 1854–55; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siecle, t. 1, (Gen., 1948).
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.