Jacques Ibert
Жак Ибер (полное имя Жак Франсуа Антуан Ибер, 15 августа 1890, Париж — 5 февраля 1962, Париж) — французский композитор.
Ибер родился в семье торгового агента Антуана Ибера и Маргариты Лартиг, троюродной сестры Мануэля де Фальи. В четыре года начал обучаться игре на скрипке и фортепиано под руководством матери. В двенадцать лет прочёл учебник гармонии Ребера и Дюбуа, начал сочинять небольшие вальсы и песни. По окончании школы устроился на работу заведующего складом, чтобы помочь отцу, дела которого в то время шли не очень успешно. Втайне от родителей частным образом изучал сольфеджио и теорию музыки, а также посещал курсы актёрского мастерства Поля Муне. Муне советовал юноше избрать карьеру актёра, однако эту идею не поддержали родители Ибера, и он решил целиком посвятить себя музыке.
В 1910 году, по совету Мануэля де Фальи, Ибер подал заявление в Парижскую консерваторию и был принят в нее как «слушатель», а через год — на полноценное обучение в классы контрапункта Андре Жедальжа, гармонии — Эмиля Пессара, композиции и оркестровки — Поля Видаля. Среди его однокурсников были будущие известные композиторы Артюр Онеггер и Дариюс Мийо. Ибер зарабатывал на жизнь, давая частные уроки, играя на фортепиано в кинотеатрах Монмартра и сочиняя эстрадные песни и танцы (некоторые из которых были опубликованы под псевдонимом Уильям Берти).
С началом Первой мировой войны Ибер, не подходивший к военной службе по состоянию здоровья, тем не менее, уходит на фронт в ноябре 1914 года санитаром. В 1916 году он заболевает тифом и вынужден вернуться в тыл. На краткое время он примыкает к созданной Эриком Сати группе композиторов «Новые молодые» и участвует в нескольких концертах вместе с Жоржем Ориком, Луи Дюреем и Артюром Онеггером. Год спустя Ибер поступает на службу во флот, где вскоре получает звание офицера и несколько лет служит в Дюнкерке. В октябре 1919 года, ещё не демобилизовавшись, Ибер принимает участие в конкурсе на Римскую премию с кантатой «Поэт и фея» и сразу получает Гран при, что позволяет ему три года жить в Риме. В том же году Ибер женится на Розетте Вебер, дочери художника Жана Вебера. В феврале 1920 супруги переезжают в Рим, где композитор пишет первое крупное сочинение для оркестра — «Балладу Редингской тюрьмы» по одноименной поэме Оскара Уайльда. К римскому периоду творчества относятся опера «Персей и Андромеда», сюиты «Истории» для фортепиано и «Морские порты» для оркестра. Только постоянные переезды и чистое стечение обстоятельств привело к тому, что в 1920 году музыкальный критик Анри Колле, «пересчитывая» молодых композиторов, не включил Жака Ибера в знаменитую и широко разрекламированную группу «Шести».
В 1923 году композитор возвращается в Париж, где ведёт активную композиторскую деятельность, а также преподает в Универсальной школе оркестровку. Через три года Ибер покупает в Нормандии дом XVI века, где проводит по несколько месяцев в год, желая удалиться от городской суеты. В этом доме он создаст свои самые известные сочинения: Дивертисмент для оркестра, оперу «Король Ивето», балет «Странствующий рыцарь» и другие.
1927 год отмечен появлением оперы «Анжелика», поставленной в Париже и принесшей её автору мировую известность. В последующие годы Ибер много работает над музыкой к театральным постановкам и кинофильмам, среди которых выделяется «Дон Кихот» (1932) с Фёдором Шаляпиным в главной роли. Композитор создает также ряд оркестровых сочинений, в том числе «Морскую симфонию», которая, согласно его завещанию, не должна была исполняться до его смерти.
В 1933-1936 годах Ибер пишет Концерт для флейты и Камерное концертино для саксофона, а также два больших балета с пением (по заказу Иды Рубинштейн): «Диана из Пуатье» и «Странствующий рыцарь». Предпринимает большое турне по Европе, выступает со своими произведениями как дирижер, руководит первой постановкой «Короля Ивето» в Дюссельдорфе. Совместно с Онеггером создается опера «Орленок».
В 1937 году Ибер получает место директора Французской академии в Риме (впервые с 1666 года на эту должность был назначен музыкант). Вновь обращается к совместной работе с Онеггером: оперетта «Малютка Кардиналь», поставленная в Париже, имела большой успех.
С начала Второй мировой войны Ибер служил на должности Морского атташе при французском посольстве в Риме. 10 июня Италия вступила в войну, и на следующий день Ибер вместе с семьей на дипломатическом поезде отбыл из Рима.
В августе 1940 года Ибер был отправлен в отставку, специальным указом правительства Виши его имя было вычеркнуто из списка морских офицеров, а произведения запрещены к исполнению. В течение последующих четырех лет Ибер жил на полулегальном положении, продолжая сочинять (в 1942 году он окончил начатый за пять лет до того Струнный квартет). В октябре 1942 года Иберу удалось перебраться в Швейцарию, где у него начались серьёзные проблемы со здоровьем (сепсис).
После освобождения Парижа в августе 1944 года Ибер вернулся во Францию. С 1945 по 1947 год композитор снова возглавлял Французскую Академию в Риме. Ибер вновь пишет музыку к театральным постановкам и кинофильмам, балетам, дирижирует собственными сочинениями.
С 1950-х годов Ибер начинает испытывать проблемы с сердечно-сосудистой системой, что вынудило его прекратить концертные выступления и преподавательскую деятельность. В 1960 году композитор переезжает из Рима в Париж.
Ибер умер 5 февраля 1962 года от инфаркта. Последние годы жизни он работал над Второй симфонией, которая осталась неоконченной. Композитор похоронен на кладбище Пасси.
В творчестве Ибера сочетаются неоклассические и импрессионистские элементы: ясность и стройность формы, мелодическая свобода, гибкая ритмика, красочность инструментовки. Ибер — мастер музыкального дивертисмента, лёгкой шутки.
Сочинения:
оперы — Персей и Андромеда (1923 пост. 1929, т-р «Гранд-Опера», Париж), Гонзаго (1929, Монте-Карло; 1935, т-р «Опера комик», Париж), Король Ивето (1930, т-р «Опера комик», Париж), Орлёнок (по одноим. пьесе Э. Ростана, совм. с А. Онеггером, 1937, Монте-Карло); балеты — Встречи (партитура создана на основе фп. сюиты, 1925, т-р «Гранд-Опера», Париж), Диана де Пуатье (хореография М. Фокина, 1934, там же), Любовные похождения Юпитера (1946, «Т-р Елисейских полей», Париж), Странствующий рыцарь (по «Дон-Кихоту» Сервантеса, использована музыка из фильма «Дон-Кихот», хореография С. Лифаря, 1950, т-р «Гранд-Опера», Париж), Триумф целомудрия (1955, Чикаго); оперетта — Малютки Кардиналь (совм. с Онеггером, 1938, т-р «Буфф-Паризьен», Париж); для солистов, хора и оркестра — кантата (1919), Елизаветинская сюита (1944); для оркестра — Рождество в Пикардии (1914), Гавани (3 симф. картины: Рим — Палермо, Тунис — Нефия, Валенсия, 1922), Феерическое скерцо (1925), Дивертисмент (1930), сюита Париж (1932), Праздничная увертюра (1942), Вакханалия (1956); для инструмента с оркестром — Концертная симфония (для гобоя и струнных, 1948), концерты (для флейты, 1934; для влч. и духовых, 1925), Камерное концертино (для саксофона, 1935); камерно-инструментальные ансамбли — трио (для скр., влч. и арфы, 1940), струнный квартет (1943), квинтет духовых и др.; пьесы для фортепиано, органа, гитары; песни; музыка к спектаклям драматического театра — «Соломенная шляпка» Лабиша (1929), «14 июля» Роллана (совм. с др. франц. композиторами, 1936), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1942) и др.; музыка к фильмам, в т.ч. Дон-Кихот (с участием Ф. И. Шаляпина); музыка к радиопостановкам — Трагедия доктора Фауста (1942), Синяя Борода (1943) и др.