Concerti Grossi, Op. 3, Op. 6
Полна прелести и неиссякаемой свежести оркестровая музыка Генделя. Concerti grossi («большие концерты») составляют ее основную массу. Впервые concerti grossi появились в Италии. Основоположником этого жанра светской инструментальной музыки считается один из крупнейших итальянских композиторов, скрипач-виртуоз Арканджело Корелли.
Типичный признак «большого концерта» заключается в том, что солирует, концертирует здесь не один инструмент, а группа однородных инструментов или несколько солистов, несколько разных концертирующих инструментов.
В циклической композиции concerto grosso, как и в сюите, количество частей произвольно, колеблется от трех до пяти или шести. В то время как Бах в Бранденбургских концертах строго соблюдает принцип контраста сопоставляемых частей цикла, у Генделя можно встретить идущие подряд быстрые или медленные пьесы; например, Allegro на 4/4 и вслед за ним Presto на 3/8 (№ 5, ор. 6); Allegro — 4/4 и Allegro — 6/8 (№ 1, ор. 6); Larghetto — 3/2 и Andante — 12/8 (№ 3, ор. 6), а в concerto grosso № 10 три части подряд идут в темпе allegro.
В оркестровых сочинениях Гендель, как в клавирных и органных, опирался на жанровую тематику, широко пользовался образами и музыкальными элементами бытового искусства.
Наибольшую популярность приобрели 12 concerti grossi op. 6, появившиеся в конце 30-х годов в самый разгар артистической деятельности Генделя. В этих произведениях неисчерпаемы фантазия и изобретательность. Свободно сплетаются и чередуются вдохновенные лирические образы с возвышенной патетикой, героика и помпезность с искрящимся весельем, тонкий юмор с танцевальными образами.
В. Галацкая
Вершина инструментального творчества Генделя — его Concerti grossi.
Вместе с шестью Бранденбургскими концертами И. С. Баха и бессчетными творениями Вивальди, «Большие концерты» Генделя принадлежат к великим сокровищам оркестровой музыки XVIII века. Они заключены в двух opus'ax. Более ранний, ор. 3 (1734) — шесть так называемых «Концертов для гобоя». Название это крайне неточно: гобои (как и флейты, фаготы) фигурируют здесь в качестве инструментов, удваивающих партии струнных (Не следует смешивать эти Concerti grossi с действительно сольными концертами Генделя для гобоя, которые написаны были в начале 40-х годов.). К тому же теперь найдены гобойные голоса и для концертов шестого opus'a, считавшихся ранее чисто струнными по составу.
Ор. 6 включает двенадцать Concerti grossi, изданных в 1739. По трактовке жанра Гендель здесь ближе всего к Корелли. По сравнению с органными, оркестровые концерты проще, строже по мелодике и фактуре, более лаконичны в композиционном строении. И здесь «разработочные» части (или эпизоды) Allegro богаты мотивными дроблениями и модуляционной работой, прокладывающей пути к классической сонате-симфонии мангеймского или венского типа.
В контрастных чередованиях concertino и tutti, пластов гомофонного и имитационно-полифонического склада достигнуты великолепные эффекты светотени или своеобразной «ритмичной пульсации» оркестровой ткани. При этом нужно иметь в виду, что Соncerti grossi все же преимущественно гомофонны по складу музыки. Состав оркестра также близок Корелли, хотя и усилен за счет ripieni (дополнительные инструменты в составе tutti) в grosso, за счет духовых — по немецкой традиции — в concertino. Строение концертного цикла у Генделя разнообразно. Есть двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестичастные концерты. Одни (например, ор. 6 № 7, B-dur) имеют черты старинной циклической сонаты, другие (например, ор. 6 № 9 с менуэтом и жигой) скорее приближаются к сюите. Части цикла рельефно сопоставлены друг с другом или контрастно противостоят друг другу. Гендель любит прослаивать сонатную или увертюрную схему отдельными сюитными номерами — танцевальными либо песенными. Ор. 6 № 8, c-moll, открывается аллемандой. В № 6 — g-moll — пасторальная интермедия «Мюзетт» близка Angelus'y Рождественского концерта Корелли. Пятый, D-dur'ный концерт того же opus'a радует подчеркнуто бытовым, «предгайдновским» менуэтом, как бы юмористически пропущенным сквозь «лупу времени» (Un росо larghetto). В концерт e-moll, ор. 6 № 3, по саксоно-тюрингенской традиции, введен блестящий полонез. В d-moll'ном — десятом из того же opus'a — французская увертюра и ария подчеркивают оперные связи Concerti grossi, а они широки: темы ариозные (в лирических медленных частях), увертюрные (во вступительных Grave, Largo) звучат там на каждом шагу. Более того, Гендель прямо вводил в Concerti grossi оперные номера (например, увертюру «Амадиса Галльского» в Четвертый «гобойный» концерт), а отдельные части концертов — в оперы (например, в партитуру «Оттона»). Он делал это потому, что пластическая театральность его тематизма естественно располагала к этим музыкальным «пересадкам».
Каждому концерту свойственны особые жанровые связи, особый образно-поэтический облик и выразительный тонус высказывания.
В основе концерта F-dur, ор. 6 № 2 — жанрово переосмысленная пастораль:
Нельзя не услышать интонации-предвестницы «Патетической сонаты» Бетховена в Largo героического h-moll'ного концерта ор. 6 № 12.
Этот доминирующий облик, или тонус цикла обычно оттенен, иногда драматически углублен явлением образов контрастного плана. В знаменитом g-moll'ном концерте ор. 6 после меланхолического Larghetto и угрюмой, «колючей» фуги является солнечная и ласковая пастораль, а посреди торжественно-сумрачных образов концерта c-moll (№ 8) — тончайшая по письму, моцартовски лирическая сицилиана.
При всей классической строгости и, как правило, сдержанности письма, Concerti grossi быстро завоевали громадную популярность у широкой публики, особенно в Англии и Германии. Еще при жизни Генделя их частенько играли в лондонских парках. Знаменательно, что в нашу эпоху музыкальные деятели Германии исполняют концерты Генделя уже не только для широких масс городского населения, но и в сельских клубах, притом с громадным успехом.
К. Розеншильд