Вера Михайловна Фирсова

Дата рождения
30.08.1918
Дата смерти
09.12.1993
Профессия
Тип голоса
сопрано
Страна
СССР
Вера Михайловна Фирсова

Вера Михайловна Фирсова (в девичестве Варшавская; 30 августа 1918, Суздаль — 9 декабря 1993, Москва) — русская советская певица (сопрано). Народная артистка РСФСР (1956).

«Суздальский соловей» — так называли русскую советскую певицу Веру Михайловну Фирсову. Тем, кто слышал это дивное лирико-колоратурное сопрано, трудно было поверить, что поначалу Вера Михайловна не помышляла о вокальной карьере.

Будущая певица родилась в старинном русском городе Суздале. Отец ее был потомственным огородником, но вся семья отличалась музыкальной одаренностью: отец был скрипачом-самоучкой, мать прекрасно пела, родственники тоже играли на разных инструментах, которые освоили самостоятельно. В доме часто устраивались музыкальные вечера, на которых звучали русские народные песни. Именно эта область искусства составляла музыкальные впечатления Фирсовой до шестнадцатилетнего возраста — правда, однажды она услышала «Колыбельную», которую часто (и ошибочно) приписывают Вольфгангу Амадею Моцарту, в исполнении музыканта играющего… на пиле.

После окончания школы Вера отправилась во Владимир, где поступила в библиотечный техникум. Здесь она получила возможность расширить свой кругозор. Она ходила в драматический театр на пьесы Уильяма Шекспира и Фридриха Шиллера, и даже сама играла на сцене в массовке — чтобы подзаработать. В техникуме Вера пела в любительском хоре, часто исполняя соло. Руководитель хора заметил ее вокальную одаренность, и по его совету она начала заниматься на курсах для взрослых, действовавших при музыкальной школе. Окончив техникум, она поступила в Ивановское музыкальное училище. Ее наставница Елена Георгиевна Архангельская — ученица Умберто Мазетти — дала ей прекрасную вокальную школу. В то время Фирсова впервые соприкоснулась с оперным искусством, посетив оперу Александра Сергеевича Даргомыжского «Русалка», представленную гастрольной труппой из Горького.

Окончив училище в 1943 году, Фирсова некоторое время выступала в составе фронтовой концертной бригады, а затем поступила в Московскую консерваторию, в которую ее приняли сразу на второй курс. Ее наставником стал Назарий Григорьевич Райский. Этот педагог ставил себе цель воспитать из каждого студента не просто певца, а «поющего артиста». Будучи студенткой четвертого курса, Фирсова удостоилась диплома I степени на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

Оперный дебют Фирсовой состоялся в 1946 году — в спектакле консерваторской Оперной студии она исполнила роль Церлины в «Дон-Жуане» Вольфганга Амадея Моцарта. Ее выступление удостоилось одобрения музыкальных критиков. Дипломной работой певицы стала партия Марфы в «Царской невесте» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Сразу после завершения учебы — в 1947 году — Фирсова стала артисткой Большого театра, ее приняли на пробный сезон. Несколько раньше голос ее услышала весьма широкая публика — певица записала «Вокализ» Сергея Васильевича Рахманинова для кинокартины «Сказание о земле Сибирской». В театре же ее первым спектаклем стала «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского — она исполнила партию Прилепы. Дирижер Александр Шамильевич Мелик-Пашаев высоко оценил ее выступление и посоветовал ей сохранить эту партию в репертуаре. В 1948 году Фирсова, уже зачисленная в основную труппу, пела в «Севильском цирюльнике» Розину. Виртуозное исполнение пассажей, которыми эта партия изобилует, сочеталась с живой и убедительной актерской игрой, что обеспечило певице успех. Партию Розины она исполняла еще много лет, неизменно вызывая восторги публики.

В последующие годы Вера Фирсова продолжала выступать на сцене Большого театра. В ее репертуар вошло несколько десятков партий: заглавная партия в «Снегурочке», Людмила, Антонида, Царевна-Лебедь, Волхова, Виолетта, Джильда — вот лишь некоторые из ролей, исполненных ею. Ее партнерами были такие звезды отечественной сцены, как Сергей Яковлевич Лемешев и Иван Семенович Козловский. В 1964 году Фирсова участвовала в гастролях Большого театра в «Ла Скала» — она исполняла ту роль, с которой началась ее карьера в Большом театре — партию Прилепы.

В 1972 году Фирсова отметила двадцатипятилетний юбилей своей творческой деятельности в Большом театре. Этому событию был посвящен спектакль «Севильский цирюльник», в котором певица блестяще исполнила партию Розины. Всем, кто слышал Фирсову в этом спектакле, был ясно, что певица — несмотря на почтенный возраст — сохранила великолепную вокальную форму. Казалось, что она может еще долго петь в главном театре страны. Однако Вера Михайловна приняла иное решение — она завершила сценическую карьеру и посвятила себя педагогической деятельности. Она преподавала в различных театральных учебных заведениях, а с 1977 года была в Большом театре консультантом стажерской группы.

Вера Михайловна Фирсова ушла из жизни в 1993 году. На малой родине певицы — в Суздале — установлена мемориальная доска на доме, где она жила, а ее имя носит музыкальная школа.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама