Antonio Ghislanzoni
Занимался на медицинском факультете университета в Павии. Одновременно играл на контрабасе, учился пению. С 1846 выступал на сценах итальянских оперных театров. В 1848 участвовал в освободительной войне, сражаясь в Ломбардии и Тоскане. В 1849 был схвачен французами, заключён в тюрьму. После освобождения пел в театрах Франции. С 1856, потеряв голос, занялся литературной и издательской работой. В 1865-78 сотрудничал в «Rivista minima di scienze, lettere ed arti», в 1866-72 - в «Gazzetta musicale di Milano».
Автор романов, лучший из которых - «Артисты театра» («Gli artisti da teatro», 1856, 1865); пьес, новелл, эпиграмм, мн. статей о муз. театре и литературе, в т. ч. заметок и воспоминаний («Capricci letterari», v. 1-6, Bergamo, 1886-89; «Reminiscenze artistiche», Mil., 1869). Г. завоевал наибольшую известность как оперный либреттист. Создал св. 80 либр., среди них - «Мария Тюдор» (1859, музыка В. Н. Кашперова), «Обрученные» («Promessi sposi», 1869, музыка Э. Петреллы), «Литовцы» («Lituani», 1873, музыка А. Понкьелли), «Сальватор Роза» (1874, музыка К. А. Гомиса), «Папа Мартин» (1871) и «Франческа да Римини» (1878, музыка А. Каньони), «Калигула» (1874, музыка Э. Браги), «Эдмея» (1886, музыка А. Каталани).
Особую популярность принесла Гисланцони опера Верди «Аида», для которой им написан стихотворный текст (по либретто, составленному в прозе Дю Локлем при участии композитора, 1870). Сделал также переработку текста финала его оперы «Сила судьбы» (2-я ред., 1869). Дж. Верди высоко ценил поэтическое дарование Гисланцони.
Письма: I copialettere di G. Verdi, Mil., 1913; Дж. Верди. Избранные письма, пер., вступ. ст. и прим. А. Д. Бушен, М., 1959.