Эдуард Николаевич Артемьев (30 ноября 1937, Новосибирск — 29 декабря 2022, Москва) — русский советский композитор. Герой Труда Российской Федерации (2022), народный артист Российской Федерации (1999), лауреат четырёх Государственных премий Российской Федерации (1993, 1995, 1999, 2017), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
Выдающийся композитор, четырёхкратный лауреат Госпремии, Эдуард Артемьев – автор множества произведений в самых разных стилях и жанрах. Один из первопроходцев электронной музыки, классик отечественного кино, создатель симфонических, хоровых произведений, инструментальных концертов, вокальных циклов. Как говорит композитор, «весь звучащий мир является моим инструментом».
Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске. Учился в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова. В 1960 году окончил теоретико-композиторский факультет Московской консерватории по классу композиции у Юрия Шапорина и его ассистента Николая Сидельникова. Вскоре был приглашен в Московскую экспериментальную студию электронной музыки под руководством Евгения Мурзина, где активно изучал электронную музыку, тогда же дебютировал в кино. В ранних электронных композициях Артемьева, написанных в период изучения синтезатора АНС, демонстрируются возможности инструмента: пьесы «В космосе», «Звездный ноктюрн», «Этюд».
В своем этапном произведении «Мозаика» (1967) Артемьев пришел к новому для себя типу композиции – электронно-сонорной технике. Это сочинение получило признание на фестивалях современной музыки во Флоренции, Венеции, во французском Оранже. А композиция Артемьева «Три взгляда на революцию», созданная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже.
Сочинения Эдуарда Артемьева 1960-70-х принадлежат эстетике авангарда: оратория на стихи Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», симфоническая сюита «Хороводы», сюита для женского хора и оркестра «Лубки», кантата «Вольные песни», одночастный концерт для альта, музыка к пантомиме «За мертвыми душами».
Середина 70-х – начало нового этапа в его творчестве: появляются симфония «Семь врат в мир Сатори» для скрипки, рок-группы и фонограммы; электронная композиция «Мираж»; поэма для рок-ансамбля «Человек у огня»; кантата «Ритуал» («Ода доброму вестнику») на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященная открытию Олимпийских игр в Москве; вокально-инструментальный цикл «Тепло земли» (1981, оперная версия – 1988), три поэмы для сопрано и синтезатора – «Белый голубь», «Видение» и «Лето»; симфония «Пилигримы» (1982).
В 2000 году Артемьев завершил работу над оперой «Раскольников» по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание» (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева), начатой ещё в 1977 году. В 2016 году она была поставлена в Театре мюзикла в Москве. В 2014 году композитор создал симфоническую сюиту «Мастер», посвященную 85-летию со дня рождения Василия Шукшина.
Автор музыки более чем к 200 кинокартинам. «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» Никиты Михалкова; «Сибириада» Андрона Кончаловского, «Курьер» и «Город Зеро» Карена Шахназарова – лишь небольшой перечень его киноработ. Артемьев является также автором музыки более чем к 30 театральным постановкам, среди которых «Идиот» и «Статья» в Центральном академическом театре Российской армии; «Кресло» и «Платонов» в Театре под руководством Олега Табакова; «Приключения капитана Батса» в Рязанском детском театре; «Механическое пианино» в Teatro di Roma, «Чайка» в парижском театре «Одеон».
Сочинения Эдуарда Артемьева звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии. За музыку к кинофильмам удостоен четырёх премий «Ника», пяти премий «Золотой орёл». Награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Орденом Александра Невского, премиями имени Шостаковича, «Золотая маска», Призом имени Глинки и многими другими. Президент основанной им в 1990 году Российской ассоциации электроакустической музыки, член исполнительного комитета Интернациональной конфедерации электроакустической музыки ICEM при ЮНЕСКО.
Скончался в 2022 году в Москве.