Елизавета Павловна Гердт

Elizaveta Gerdt

Дата рождения
29.04.1891
Дата смерти
06.11.1975
Профессия
Страна
СССР

Елизавета Павловна Гердт / Elizaveta Gerdt

Заслуженная артистка РСФСР (1925), заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Окончила Петроградское театральное училище в 1908 (ученица М. Фокина). Еще в 1907 исполнила свою первую партию — царицы Армиды в поставленном М. Фокиным для своего класса балете «Оживленный гобелен» (2-я картина будущего «Павильона Армиды»); партнером ее был В. Нижинский; с ним же танцевала «Шопениану» на выпускном спектакле. Принята в Мариинский театр в 1908 (с 1913 первая танцовщица). В Мариинском театре до 1928 (с 1919 балерина).

Первая исполнительница главных партий в балетах «Шубертиана», «Красный вихрь», «Пульчинелла»; др. партии (1917-28): фея Драже («Щелкунчик», балетм. Л. Иванов), Повелительница нереид, Царица вод, Царь-девица («Конек-Горбунок»), фея Сирени, Аврора; Аспиччия («Дочь фараона»), Подруга Раймонды, Раймонда («Раймонда»), Коломбина («Арлекинада»), 7-й вальс, мазурка («Шопепиана»), Анпа («Синяя Борода»), Мирта; Армида («Павильон Армиды»), Коломбина («Карнавал»), Никия; Изабелла («Испытание Дамиса»), Пахита, Одетта — Одиллия.

В 1928—34 педагог-репетитор в Театре им. Кирова и педагог ЛХУ (в 1929-30 худ. рук.). Среди ее учениц — А. Шелест, Н. Красношеева, Н. Федорова, С. Шеина.

С 1935 — в Москве. Одна из ведущих преподавателей в МХУ (1935-42, 1945-60). Среди ее учениц — М. Плисецкая, Р. Стручкова, Е. Максимова. С 1935 (с перерывом в 1942-45 на время эвакуации в Тбилиси, где работала в Театре им. Палиашвили) педагог и репетитор Большого театра.

В ленинградском балете 20-х гг. Гердт занимала совершенно особое место. Воспитанная отцом в классическом «французском» стиле, она являлась «блюстительницей искусства танца» (А. Волынский), эталоном гармоничности облика подлинной балерины. «Свойства ее дарования дают нам право считать эту балерину наиакадемичнейшей из танцовщиц нашего балета» (Н. Носилов). «Замечательно то, что, пользуясь абсолютным, чистым языком танцевальных форм, Гердт достигает сплошь и рядом выразительности, обычно обретаемой при помощи нетанцевальных приемов, вне танца лежащих данных» (А. Гвоздев).

Танцовщица благородного строгого стиля, всегда изящная и величественно спокойная, Гердт не любила броских и внешних сценических эффектов. Она понимала границы своего амплуа и не переступала их. Скульптурная пластика ее поз и движений в партиях Авроры и Раймонды была совершенна и привлекательна. Гердт — выдающийся педагог. Ее влияние на современную московскую культуру балета и стиль танца вряд ли может быть переоценено. «Она не только учила нас танцевать, она воспитывала в нас художников, стремилась сделать из нас всесторонне развитых людей» (Р. Стручкова).

Литература: Чернова Н. От Гельцер до Улановой,— М., 1979; Красовская В. Е. П. Гердт.— В кн.: Русский балетный театр. Л., 1972, т. 2; Волынский А. Лилия балета.— Жизнь иск-ва, 1923, № 19; Лешков Д. Гордость русского балета.— Еженед. петрогр. академия, т-ров, 1924, № 2; Гвоздев А. Искусство чистого танца.— Жизнь иск-ва, 1924, № 18; Илупина А. 50 лет в балете.— Сов. музыка, 1963, № 9; Стручкова Р. Выдающийся педагог классияеского танца.— Т-р, 1963, № 12; Богуславская А., Жданов Л. Педагог Елизавета Гердт,—Там же, 1980, № 3.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Ролан Пети Балетмейстеры

рекомендуем

смотрите также

Реклама