Apostolo Zeno
Примыкал к группе венецианских поэтов и театральных писателей классицистского направления (Ш. Маффеи, П. Мартелло и др.). В 1718-29 состоял придворным поэтом и историографом в Вене. Автор более 70 либретто, написанных главным обпазом на античные героические сюжеты (некоторые в соавторстве с П. Париати, в т. ч. «Гамлет» по хронике Саксона Грамматика). Дзено реформировал драматургию итальянской оперы на основе принципов французской классической трагедии; освободил оперу от элементов буффонады и вульгаризмов, придав ей композиционную стройность.
Реформа Дзено, которую вслед за ним продолжил и развил П. Метастазио, определила образный строй и драматургические основы оперы-сериа, послужив также источником свойственных этому жанру условностей (обязательная благополучная развязка, строгое разделение функций речитатива как носителя драматического действия и арии, завершавшей сцену).
На либретто Дзено писали музыку многие крупные композиторы 18 века, в т. ч. Ф. Арайя, А. Вивальди, Б. Галуппи, Г. Гендель, Н. Йоммелли, Л. Керубини, Дж. Паизиелло, Дж. Перголези, А. Скарлатти, Дж. Сарти, Ф. Траэтта и др. Среди наиболее популярных либретто Дзено - «Луций Вер», «Фемистокл», «Меропа», «Ифигения в Авлиде», «Квинт Фабий», «Митридат», «Кай Фабриций», «Сципион в Испании» и др. Собрания его либретто неоднократно издавались в 18 в.