Гавот

Гавот (франц. gavotte, от прованс. gavoto, букв. — танец гавотов, жителей области Овернь во Франции).

Старинный французский народный танец. По-видимому, развился из 2-й части бранля. Вначале был хороводным танцем. Отличит. черты гавота — умеренный темп движения, чётный размер 4/4 или 2/2. начало с затакта в две четверти или половинную длительность, членение по двутактам, завершающимся на сильном времени, и чёткая ритмич. пульсация. Длительности менее восьмой в гавоте обычно не встречаются. Гавот нередко трёхчастен; 2-я часть более простого строения, иногда её образует мюзет пасторального характера; затем повторяется 1-я часть. Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком. Известен с 16 в. В 17 в. стал придв. танцем, приобрёл грациозный и жеманный характер. Люлли ввёл гавот в балет и в оперу; представлен он и в операх Рамо. Гавот проникает в др. европ. страны, входит в инстр. сочинения крупной формы, становится постоянной сост. частью танцев, инстр. сюиты, где обычно следует за сарабандой, изредка предваряет её (сюиты Баха, Генделя и др.).

И. С. Бах. Гавот из 3-й партиты для скрипки соло.

Как франц. придв. бальный танец вышел из употребления около 1830, сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани). В рус. музыке высокохудожеств. образцы гавота создали П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, в 20 в. — С. С. Прокофьев (гавот из «Классической симфонии» и др.).

Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Изящный и спокойный, степенный и приветливо-грациозный, этот французский танец был популярен три столетия подряд: XVI, XVII и XVIII. А вышел из употребления уже около 1830 года, уступив место вальсу, польке, мазурке, полонезу. Как и многие танцы, он зародился в фольклоре — в хороводах. Но уже с XVII века гавот стал придворным танцем, что, конечно, несколько изменило его характер, сделало более утонченным. Затем гавот попал в балет, в инструментальную сюиту.

Размер этого танца обязательно четный: 4/4 или 2/2. Ритм гавота с большим затактом легко узнается и ассоциируется со старинной музыкой. Современные композиторы используют его для стилизации. Первым это сделал юный Сергей Прокофьев в своей «Классической симфонии» (1917), вставив гавот в симфонию в качестве самостоятельной части. Это получилось у него с таким блеском, изяществом и юмором, что симфония стала классической в полном смысле слова, хотя Прокофьев подразумевал подражание венским классикам.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Лира Термины и понятия
Якутская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Пантомима Термины и понятия
Картина музыкальная Термины и понятия
Аффектов теория Термины и понятия
Шри-Ланки музыка Национальные культуры
Вспомогательный звук Теория музыки
Мажоро-минор Теория музыки
Grave, граве Термины и понятия
Мелос Термины и понятия
Мелодрама Термины и понятия
Бразильская музыка Национальные культуры

Реклама