Каватина (итал. cavatina, уменьшит. от cavata — кавата, от cavare — извлекать).
1) В 18 в. — короткая сольная лирич. пьеса в опере или оратории, обычно созерцательно-задумчивая по характеру. Возникла из связанной с речитативом каваты начала 18 в. Отличалась от арии большей простотой, песенностью мелодии, очень ограниченным применением колоратур и повторов текста, а также скромностью масштабов. Обычно представляла собой один куплет с небольшим инструментальным вступлением (напр., две каватины из оратории Й. Гайдна «Времена года»).
2) В 1-й пол. 19 в. — выходная ария примадонны или премьера (напр., каватина Антониды в опере «Иван Сусанин», каватина Людмилы в опере «Руслан и Людмила»).
3) Во 2-й пол. 19 в. каватина сближается с произведениями этого жанра, созданными в 18 в., отличаясь от них большей свободой построения и бульшими масштабами.
4) Изредка название «каватина» применялось к небольшим инструментальным пьесам напевного характера (например, Adagio molto espressivo из струнного квартета B-dur ор. 130 Бетховена).
А. О. Гриневич
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.