Dies irae, диес ире

Категории словаря

лат. Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla — День гнева, этот день превратит века в пепел

Средневековое католич. песнопение (секвенция). Выражает идею страшного суда. Происходит из Италии. Самые ранние записи относятся к 12 в. Окончат. редакция текста, видимо, принадлежит монаху Томмазо ди Челано (ум. 1255). D. i. - одна из 5 секвенций, узаконенных Тридентским собором в Риме (1545-1563). Напев D. i., имеющий народно-песенные корни, отличается строгостью и трагич. выразительностью; вплоть до 20 в. сохранил силу воздействия. Чаще, чем др. песнопения средневековья, он использовался в сочинениях композиторов 19-20 вв. как муз. образ, воплощающий представление человека о смерти, как символ трагического в жизни человека.

Мелодия D. i. в разл. гармонич., фактурном и тембровом оформлении, по-разному варьируясь и развиваясь, звучит в финале "Фантастической симфонии" Г. Берлиоза, в "Пляске смерти" для фп. с оркестром (вариации на эту тему) Ф. Листа, в симф. поэме К. Сен-Санса "Пляска смерти", в "Новогреческой песне", симфонии "Манфред" П. И. Чайковского, в сюите "Из средних веков" А. К. Глазунова, в ряде произв. С. В. Рахманинова ("Остров мёртвых", Рапсодия на тему Паганини, 3-я симфония, Симфонические танцы), во 2-й сонате и в финале 6-й симфонии Н. Я. Мясковского, во 2-й симфонии А. И. Хачатуряна, в опере "Кола Брюньон" Д. Б. Кабалевского, в музыке Д. Д. Шостаковича к "Гамлету" Шекспира, во 2-й сюите для скрипки соло Дж. Энеску, в оратории "Пляска мертвецов" А. Онеггера и во мн. др. сочинениях. Текст D. i. входит в состав заупокойной мессы (реквиема). В старых реквиемах использовался и сам напев D. i., излагавшийся одноголосно или в качестве тенора полифонич. ткани. Хотя текст D. i. и представлен в реквиемах мн. композиторов 18-20 вв. (В. А. Моцарт, Л. Керубини, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Дж. Верди, А. Дворжак, Б. Бриттен и др.), обычно они создавали на него свою музыку. Иногда образ D. i. развёртывается лишь в одной части ("Реквием" Моцарта), в др. случаях служит своего рода лейтмотивом, повторяясь несколько раз и являясь тем самым носителем осн. идейного и интонационного содержания произв. ("Реквием" Верди). В ряде реквиемов D. i. вместе с Tuba mirum (чудесная труба) вносит в музыку черты картинности, декоративности и создаёт образ стихийно разбушевавшейся грозной силы (реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди).

Литература: Сhiappini A., La sequenza "Dies irae, dies illa" di Fra Tommaso de Celando, "Collectanea Franciscana", XXXII, 1962; Wanninger F., Dies irae. Its use in nonliturgical music..., (Illinois), 1962 (Diss.).

Б. В. Левик

реклама

вам может быть интересно

Раздельноречие Церковная музыка
Львов Города

рекомендуем

смотрите также

Австрийская музыка Национальные культуры
Дума Музыкальные жанры
Офферторий Церковная музыка
Форе Габриель Биографии
Дисгармония Термины и понятия
Увеличение Термины и понятия
Редакция Термины и понятия
Танго Музыкальные жанры
Колыбельная песня Музыкальные жанры
Stabat mater, стабат матер Церковная музыка

Реклама