Марен Маре

Дата рождения
31.03.1656
Дата смерти
15.08.1728
Профессия
Страна
Франция
Марен Маре

Маре, Марен (фр. Marin Marais; 31 III 1656, Париж — 15 VIII 1728, Мант, близ Парижа) — французский гамбист и композитор.

Начальное музыкальное образование получил в парижской церкви Сент-Шапель, где был певчим в хоре. В детстве начал заниматься игрой на гамбе. Первым учителем Маре считается известный гамбист Отман. Позже занимался у Сент-Коломба. По композиции брал уроки у Ж. Б. Люлли, влияние к-рого проявилось в творчестве Маре (первый сб. виольных пьес, изданный в 1686, посв. Люлли). После смерти Люлли (1687) Маре — дирижер Парижской оперы, где пост. свои оперы «Алкид» (1693), «Ариадна и Вакх» (1696), «Альцина» (1706), «Семела» (1709). Впервые во Франции ввёл в оперный оркестр контрабас вместо контрабасовой виолы.

Известность получил как блистательный гамбист и автор пьес для гамбы. Игра Маре отличалась блеском, певучим красивым звуком. Он реконструировал инструмент, добавил к основным 6 струнам 7-ю (A1), применил металлическую обвивку 3 нижних струн.

Основной жанр его композиторского творчества — сюита. Многие пьесы программны («Эхо», «Гитара», «Колокола», «Мельница», «Кузнечик», «Кошачий концерт» и др.). Широко известны его вариации на тему фолии. Написал своеобразные муз. эпитафии, посв. Сент-Коломбу, Ж. Б. Люлли и др.

В произведениях Маре демонстрировались технические и выразительные возможности гамбы, широкий игровой диапазон (3,5 октавы), виртуозная техника левой и правой руки, чередование звуков, извлекаемых смычком и щипком, вибрация, портаменто. Один из создателей ансамблевого жанра трио-пьесы — разновидности итальянского трио-сонаты (цикл этих пьес изд. в 1692). Маре принадлежат 5 сб. пьес для одной и неск. гамб, в т. ч. с basso continuo (1686, 1701, 1711, 1717, 1725), и др. соч.

Среди учеников — Э. К. Хессе, по некоторым источникам, также К. д’Эрвелуа и Ф. А. Филидор. Сын Маре — Ролан Маре (1680–1750) — также гамбист-солист. В 1725 сменил отца в качестве придворного музыканта. Автор кн. «Новая музыкальная метода…» («Nouvelle methode de musique pour servir d’introduction aux auteurs modernes», 1711), 2 сб-ков пьес для гамбы («Pieces de violes», с basso continuo, (v.) 1–2, 1725–38).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950; Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959.

Б. В. Доброхотов
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Крупнейшим французским гамбистом последних десятилетий XVII столетия и первых десятилетий столетия XVIII был Марен Марe. Он проявил себя не только как блестящий исполнитель, но и как незаурядный композитор, автор нескольких опер и многочисленных сочинений для гамбы.

Родился Марен Марe 31 марта 1656 года в Париже. Он начал обучение на гамбе, по-видимому, под руководством Отмана, но главным его педагогом был Сен-Коломб. Мастерству композиции Марен Маре обучался у Люлли. Их также связывали и дружеские отношения. Свою оперную деятельность Марe сочетал со службой при дворе в качестве солиста-гамбиста. Это место он занимал с 1685 по 1725 год, нося титул «Ordinaire de la Musique de la Chambre du Roy».

Современники Марe и другого выдающегося гамбиста Форкрэ говорили, что первый играл, как ангел, а второй, — как дьявол, желая этим подчеркнуть мягкость и грацию исполнительского стиля Марe. Ю. Леолан писал в 1740 году, что Марe «пользовался особым уважением за оригинальность своего превосходного мастерства и за прекрасное исполнение».

Характерными для творческого почерка Марe были танцевальность, импровизационность, обилие мелодических украшений. Мелодика музыканта часто обнаруживала близость к народно-песенным интонациям.

Пьесы Марe по стилю родственны произведениям французских клавесинистов, развивавшихся, в свою очередь, под известным влиянием гамбовой культуры. Исключительным успехом у современников пользовалось исполнение Марe пьесы «Лабиринта». Музыкант изображал человека, блуждающего по лабиринту и, наконец, отыскивающего выход.

Надо заметить, что музыкант порой переходил границы художественной изобразительности, впадая в натурализм. Как пример можно привести исполнение пьесы, озаглавленной «Картина хирургической операции». Здесь Марe звуками пытается изобразить «содрогание при виде аппарата», крики оперируемого и т. д.

«Характер украшений, широко используемых Марe, обусловлен современной ему музыкальной эстетикой, — пишет Л. С. Гинзбург. — Он применяет их не для формального „украшательства“, а для усиления мелодической выразительности произведения. Украшения как средства выразительности играли в творчестве гамбистов значительную роль из-за особенностей техники гамбы с ее ограниченными динамическими возможностями, с ладами на грифе, мешающими вибрации и т. д.».

К. А. Кузнецов, характеризуя выразительную сущность украшений в творчестве клавесинистов и лютнистов, писал, что «и для тех и для других „украшения“, будучи органической частью мелодии, были связаны с их стремлением к тонкому штриху, деликатному нюансу, к следованию за каждым движением человеческой души и сердца». Слова эти полностью могут быть отнесены и к французским гамбистам. Подробное описание украшений у Марe появилось еще до известных указаний Куперена.

Так, приводя отрывок в «batteries», штриховой прием, позже прочно вошедший во французскую виолончельную технику, Марe отмечает: «Обозначенные здесь точки показывают, что нужно заполнить пустоту между темой и басом так, чтобы не создавать диссонансов; почти всегда это — мажорная или минорная терпит иногда квинта или секста, смотря по обстоятельствам; если точки и отсутствуют в „batteries“, все же не нужно забывать об этом правиле, которое является весьма существенным для гармонии».

Марe блестяще владел многоголосной техникой. По-видимому, под влиянием лютневого искусства, он широко применяет игру аккордами. Характерна в этом отношении прелюдия Марe из первого сборника (1686) — «Lent», где использованы и двухголосная игра и аккорды.

«Пьеса эта обладает несомненными музыкальными достоинствами, — пишет Л. С. Гинзбург. — Обращает на себя внимание импровизационность ее стиля. Б. Д. Струге справедливо подчеркивает ее „баховские“ интонации. Но в то же время здесь (именно не в пьесе-миниатюре танцевального или звукоизобразительного характера, а в пьесе с несомненно глубоким художественно-психологическим содержанием) обнаруживается разрыв между творческим замыслом композитора и орудием его воплощения — гамбой. Пьеса, требующая мощных динамических нарастаний, экспрессивного звучания, эпизодического выделения мелодии на отдельной (и не только верхней) струне, естественно, не могла быть соответствующим образом исполнена на гамбе — инструменте, который переставал отвечать запросам развивающейся музыкальной культуры. Таким образом, уже в последних десятилетиях XVII века начинает сказываться несоответствие выразительных возможностей этого инструмента новым художественным запросам, приводящее в XVIII веке к кризису гамбового искусства».

Лучшие гамбовые сочинения Марe были изданы в Париже в пяти книгах, между 1686 и 1725 годами. Сборники эти имеют известную педагогическую направленность. Они представили обильный и разнообразный материал для изучающих игру на гамбе. Как педагог Марe проявил себя в роли учителя четырех из своих 19 детей. Особенно выделился среди них Рапан Марe, родившийся в 1678 году и с 1725 года служивший при дворе в качестве солиста на гамбе. Слышавший его в Париже Кванц отмечал точность и изящество его исполнения.

Умер Марен Маре 15 августа 1728 году в Манте близ Парижа.

Д. К. Самин

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

Виола да гамба 02.10.2024 в 09:21

рекомендуем

смотрите также

Реклама