Форманта (от лат. formans, род. падеж formantis — образующий) — область усиленных частичных тонов в спектре музыкальных звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков; один из важных факторов темброобразования. Форманты возникают гл. обр. под влиянием резонаторов (в речи, пении — полость рта и др., у муз. инструментов — корпус, объём воздуха, дека и др.), поэтому их высотное положение мало зависит от высоты осн. тона звука.
Термин «форманта» введён исследователем речи, физиологом Л. Германом для характеристики отличия одних гласных от других. Г. Гельмгольц провёл серию опытов по синтезу гласных речи с помощью органных труб формантным способом. Установлено, что для гласной «у» характерно усиление частичных тонов от 200 до 400 герц, для «о» — 400–600 герц, «а» — 800–1200, «э» — 400–600 и 2200–2600, «и» — 200–400 и 3000- 3500 герц. В пении, кроме обычных речевых Ф., возникают характерные певческие форманты; одна из них — высокая певческая форманта (ок. 3000 герц) придаёт голосу «блеск», «серебристость», способствует «полётности» звуков, хорошей разборчивости гласных и согласных; другая — низкая (ок. 500 герц) придаёт звучанию мягкость, округлость.
Форманты имеются почти у всех муз. инструментов. Напр., для флейты характерны Ф. от 1400 до 1700 герц, для гобоя — 1600–2000, для фагота — 450–500 герц; в спектре хороших скрипок — 240–270, 500–550 и 3200–4200 герц (вторая и третья Ф. близки Ф. певч. голоса). Формантный способ темброобразования и управления тембром широко используется в синтезе речи, в электромуз. инструментах, в звукорежиссуре (магнитной и грамзаписи, радио, телевидения, кино).
Литература: Pжевкин С. Н., Слух и речь в свете современных физических исследований, М. — Л., 1928, 1936; Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Соловьева А. И., Основы психологии слуха, Л., 1972; Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fur die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. — Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Hermann L., Phonophotographische Untersuchungen, «Pfluger’s Archiv», Bd 45, 1889, Bd 47, 1890, Bd 53, 1893, Bd 58, 1894, Bd 59, 1895; Stumpf C., Die Sprachlaute, В., 1926; Trendelenburg F., Einfuhrung in die Akustik, В., 1939, В.-Gott.-Hdlb., 1961.
Ю. H. Рагс
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.