Шри-Ланкийский классический танец
С древнейших времён танец в Шри-Ланке (Цейлон) существовал в двух основных видах. Первый из них, т. н. Танец Дьявола, связанный с анимистическим культом, являлся выражением атавистических страхов и представлений древнего человека. Этот танец носил характер заклинания или мольбы о ниспослании удачи в к.-л. делах, излечении от болезней, благополучном исходе родов, избавлении от нависшей опасности и т. п. Исполняемый совр. проф. танцовщиками в традиц. костюмах и масках, этот танец существует как экзотич. зрелище для туристов, посещающих Шри-Ланку.
Второй — кандийский танец, который стал частью придворной жизни. Свободный от религ. и мифологич. сюжетов, он дал множество видов. Это были танцы, изображавшие разл. сценки повседневного дворцового быта, комич. происшествия, или танцы, имитирующие поведение животных и птиц. Танцы чередовались с песнями, прославлявшими могущество царей. Кандийский танец исполнялся также во время наиболее важных ежегодных буддийских храмовых церемоний, процессий великого праздника Перахеры. Осн. позиции кандийского танца: резко развёрнутые колени, пятки, соединённые таким образом, чтобы ступни образовывали прямую линию; характерный силуэт «алмаза», образуемый формой пространства между ногами танцовщика; слегка наклонённый вперёд корпус; определённые, условные движения кистей и пальцев рук. Кандийский танец исполняется босиком, под аккомпанемент ударных инструментов. Он носит мужественный и энергичный характер; танцуют его только мужчины. Костюмы отличаются особой пышностью. Искусство кандийского танца передаётся из поколения в поколение. Возрождение кандийского танца началось в 1930-40-х гг.
В совр. Шри-Ланке он культивируется при поддержке правительства. В 1944 пропагандист нац. танцев — Читрасена организовал балетную школу и труппу (с 1955 наз. «Балет Читрасены»), в её составе танцовщики — Ваджира, Лапая Гуру, Банду, Сена и др. В 1955 основана Национальная академия танца и была сформирована труппа Национальный балет Цейлона. Среди танцовщиков и педагогов известность получил Гуная.
Литература: Суриц Е.Я., Цейлонский балет, «Т», 1964, № 3, с. 143–46; Zoete В. de, Dance, and magic drama in Ceylon, L., [1957]; Bowers F., Theatre in the East; a survey of Asian dance and drama, N.Y., [1960].
B. M. Паппе
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.