Фита (Ѳ) — 8-я буква греческого алфавита, применявшаяся как музыкальный знак в ранневизантийской нотации. Известны 3 способа её начертания:
(thematismos eso),
(thematismos ехо) и
(thema haploun). Первое указывало ход голоса на 2 ступени вниз, второе — на 3 ступени вверх, третье помещалось в конце мелодич. строк (Э. Веллес считает, что значение Ф. haploun точно не установлено). По мнению О. Флейшера, Ф. указывали на модуляцию.
Фита вошла в арсенал средств записи русских церковных напевов вместе с принятием христианства византийского образца. По мере усложнения мелодий росло многообразие фитных распевов и их начертаний; в 16 в. они получили такое же эстетическое значение, какое в григорианском пении придавалось юбиляциям. Появились т. н. фитники — сборники фитных мелодий, в к-рых «тайнозамкненная» запись, доступная лишь мастерам др.-рус. пения, сопровождалась «разводом», т. е. её расшифровкой с помощью обычного крюкового письма. С распространением в 17 в. пятилинейной нотации возник новый тип сборников — двознаменники (см. Двоезнаменник), где на левой странице книги давались «тайнозамкненное» начертание Ф. и её развод, а на правой — запись той же Ф. в пятилинейной нотации. Д. В. Разумовский и В. М. Металлов опубликовали фитники в квадратной нотации, в цефаутном ключе.
Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 3, М., 1869; Вознесенский И., О церковном пении православной грекороссийской церкви. Большой знаменный напев (роспев), К., 1887; Смоленский С., Азбука знаменного пения… старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Осмогласие знаменного роспева, М., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, М., 1901; Игнатьев A., Богослужебное пение православной русской церкви с конца XVI до начала XVIII века…, Казань, 1916; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М., Древнерусская теория музыки…, Л., 1972; Fleischer О., Neumen-Studien, T1 3, Die spatgriechische Notenschrift, В., 1904; Wellesz E., A history of Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Floros C., Universale Neumenkunde, Bd 1, Kassel, 1970; Gardner J., Zur Frage der Verwendung des Sema Fita in den altrussischen liturgischen Gesangshandschriften mit linierter Notation, Mainz, 1970; Gardner J., Koschmieder E., Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, Bd 3, Munch., 1972.
Н. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.