итал. fanfara, нем. Fanfare, франц. и англ. fanfare
\1) Духовой медный муз. инструмент. Род удлинённой трубы с узкой мензурой без вентилей. Звукоряд натуральный (от 3-го до 12-го звука натурального звукоряда). Изготовлялась в разл. строях. В совр. муз. практике используется преим. Ф. in Es (партия записывается на малую терцию ниже реального звучания). Применяется гл. обр. для подачи сигналов. Особый вид Ф. был создан по указаниям Дж. Верди для пост. оперы "Аида" (получила назв. "египетская труба", "труба Аиды"). Эта труба (дл. ок. 1,5 м), с сильным и ярким звучанием, изготовлялась in С., В., H, As, была снабжена одним вентилем, понижающим на тон.
\2) Трубный сигнал торжеств. или воинств. характера. Обычно состоит из звуков мажорного трезвучия, к-рые можно извлечь на натуральных (без вентилей) медных дух. инструментах. В 2-гол. Ф. широко применяются т. н. валторновые ходы (см. Валторна). Темы фанфарного характера нередко используются в муз. произведениях разл. жанров - операх, симфониях, маршах и т. п. Один из наиболее ранних образцов - Ф. из 5 самостоят. партий в увертюре к опере "Орфей" Монтеверди (1607). Трубная Ф. вошла в увертюры "Леонора" No 2 (в развёрнутом виде) и "Леонора" No 3 (в более сжатом изложении), а также в увертюру "Фиделио" Бетховена.
Л. Бетховен. "Фиделио".
Фанфарные темы применялись и рус. композиторами ("Итальянское каприччо" Чайковского), часто используются также и в сов. музыке (опера "Мать" Хренникова, "Праздничная увертюра" Шостаковича, "Патетическая оратория" Свиридова, праздничная увертюра "Симфонические фанфары" Щедрина и др.). Ф. создаются и в виде небольших самостоят. пьес, предназначенных для исполнения в разл. торжеств. случаях. В орк. сюитах 18 в. встречаются называемые Ф. короткие и шумные части с быстрыми повторениями аккордов. В фольклористике термин "фанфарная мелодика" применяется по отношению к мелодике нек-рых народов (напр., индейцев, а также пигмеев Африки и аборигенов Австралии), в к-рой преобладают широкие интервалы - терции, кварты и квинты, а также к обладающим сходными особенностями песенным жанрам европ. народов (в т. ч. йодлю). Фанфарные сигналы, использовавшиеся на практике, собраны в ряде нац. сборников, самые ранние из к-рых относятся к 17 в.
Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 1, M., 1953, с. 165-69; Розенберг A., Музыка охотничьих фанфар в России XVIII в., в кн.: Традиции русской музыкальной культуры XVIII в., М., 1975; Mодр A., Музыкальные инструменты, M., 1959.
A. A. Розенберг