Опера Александра Даргомыжского «Эсмеральда»

Композитор
Дата премьеры
05.12.1847
Жанр
Страна
Россия
Константин Егорович Маковский. Портрет композитора Даргомыжского

«Эсмеральда» — опера Александра Даргомыжского в 4 действиях (7 картинах), либретто В. Гюго по его роману «Собор Парижской Богоматери», русский перевод композитора, А. Башуцкого и Н. Акселя (Линдфорса).

Премьеры первых постановок: Москва, Большой театр, 5 декабря 1847 г.; Петербург, Театр-цирк, 29 ноября 1851 г.

Роман Гюго послужил основой для многих опер. Первая среди них — «Эсмеральда» Луизы Бертен на либретто самого Гюго, поставленная в Париже в 1836 г. (в сочинении музыки принял участие Берлиоз). За ней последовали сочинения А. Маццукато, Ю. Понятовского, Ф. Лебо, Ф. Кампаны, А. Г. Томаса, Франца Шмидта и др. Все они оказались нежизнеспособными, не выдержав соперничества с балетом Ц. Пуни.

«Эсмеральда» Даргомыжского — раннее произведение композитора, в котором автор только нащупывал принципы своей оперной драматургии. И в то же время она свидетельствует о плодотворности исканий. В либретто, написанном Гюго для Бертен, ослаблена антифеодальная направленность романа. Дополнительные изменения в текст внесла русская цензура: так, Клод Фролло из архидьякона превратился в синдика. В опере все действие сконцентрировано на истории цыганки Эсмеральды, которую пытается похитить влюбленный в нее Клод Фролло. Девушку спасает молодой офицер Феб де Шатопер, но Клод, обуреваемый ревностью, тяжело ранит соперника. Эсмеральду обвиняют в покушении на убийство ее возлюбленного. Она отвергает предложение Фролло спасти ее в обмен на любовь. Когда ее ведут на казнь, на площади появляется Феб, изобличает настоящего преступника и умирает в объятиях Эсмеральды. Все его поведение и развязка в опере ничуть не похожи на события «Собора Парижской Богоматери».

Даргомыжский сумел правдиво передать атмосферу действия, жизнь средневекового Парижа. Наиболее ярок образ Клода Фролло, человека неукротимых страстей. Сцена в темнице, куда он приходит к Эсмеральде, по психологическому мастерству и драматизму, несомненно, самая сильная. Выразителен речитатив, гибко передающий мысли и чувства героев, опера богата ариозными построениями, ансамблями, хорами. В ней уже угадывается будущий творец "Русалки".

«Эсмеральда» не сразу нашла путь к зрителю: лишь через восемь лет после написания состоялась ее премьера. «Вот эти-то восемь лет напрасного ожидания,— писал композитор,— и в самые кипучие годы жизни, легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность».

Первая постановка большого успеха не имела. Верстовский, стоявший во главе московской конторы императорских театров, отнесся к сочинению Даргомыжского без всякого сочувствия. Он писал А. Гедеонову накануне премьеры: «За постоянный успех оперы ручаться трудно, в ней много принесено в жертву учености. Слушая внимательно музыку, невольно убеждаешься, что она писана под каким-то влиянием музыки Глинки». Для Верстовского, Гедеонова и многих их современников влияние Глинки и ученость были понятиями отрицательными. Но, вопреки предсказаниям и холодному приему премьеры, «Эсмеральда» на последующих представлениях прошла с успехом. Успех сопутствовал и постановке в Петербурге, где партию Клода мастерски исполнял О. Петров.

И все же опера не закрепилась в репертуаре и после 1866 г. не исполнялась. Возрождение ее наступило лишь почти через столетие. По рукописи была впервые опубликована партитура, В. Сибирским восстановлены утраченные эпизоды, и наконец в этой редакции (в 3 д., 9 к.) состоялась премьера 7 июня 1958 г. на сцене ленинградского Малого оперного театра под управлением Ю. Богданова (режиссер Э. Каплан; Т. Лаврова — Эсмеральда). Однако и на этот раз удержаться в репертуаре опера не смогла.

А. Гозенпуд


Действующие лица:

• Эсмеральда, цыганка, уличная танцовщица, сопрано
• Феб де Шатопер, капитан, тенор
• Клод Фролло, архидиакон собора Парижской богоматери, баритон
• Квазимодо, звонарь собора, бас
• Алоиза де Гонделорье, вдова начальника королевских стрелков, меццо-сопрано
• Флер де Лис, ее дочь, сопрано
   Гости Алоизы де Гонделорье:
• Диана, сопрано
• Беранжера, меццо-сопрано
• Виконт де Жиф, тенор
• Де Шеврез, бас
• Де Морлэ, баритон
Стрелки, народ, бродяги

Площадь в Париже. Толпа цыган поет и пляшет. Среди толпы мрачной тенью проходит монах Клод Фролло. Он проводит здесь дни и ночи, чтобы увидеть юную цыганку Эсмеральду, страсть к которой сжигает его сердце. Цыгане приветствуют появившуюся Эсмеральду. Она поет и танцует, хотя на душе у нее неспокойно — песни помогают ей переносить невзгоды жизни. Горящим взором следит за юной красавицей Фролло. Внезапные крики привлекают его внимание. Толпа обступила жалкого урода-горбуна. Это — Квазимодо, звонарь собора Парижской богоматери. Фролло освобождает карлика, но ему самому угрожает опасность. Появление предводителя цыган успокаивает толпу, все расходятся. Клод Фролло обращается к предводителю с просьбой помочь ему похитить Эсмеральду. Тот соглашается, он обязан Фролло: монах научил его тайнам колдовской науки. Квазимодо также обещает помогать Клоду. Монах предается мрачным думам. Несчастная страсть привела его на край гибели: надеясь добиться любви Эсмеральды, он начал изучать магию и продался адским силам. Но все напрасно. Мимо притаившихся во тьме Клода и Квазимодо проходит ночной дозор. Как только шаги солдат стихают вдали, Клод и Квазимодо набрасываются на Эсмеральду. Ее крики доносятся до офицера, командующего отрядом. Он возвращается, чтобы помочь девушке. Похищение не удалось. С проклятием Клод скрывается во тьме, оставив Квазимодо в руках солдат. Эсмеральда благодарит своего защитника и спрашивает, кому она обязана спасением. Офицера зовут Феб Шатопер. Восхищенный красотой девушки, он просит ее подарить ему поцелуй, но Эсмеральда убегает.

Схваченный Фебом Квазимодо должен понести заслуженную кару за попытку похитить Эсмеральду. Народ толпится около арестованного горбуна, потешаясь над уродом. Подумать только! Он хотел похитить девушку! Квазимодо страдает от жажды. Он просит дать ему пить, но никто не протягивает несчастному кружку воды. Это делает Эсмеральда. С благодарностью горбун возвращает ей кружку. Эсмеральда просит Феба отпустить Квазимодо, она прощает горбуна. Феб исполняет ее просьбу и дарит прекрасной цыганке свой шарф.

В доме у Флер де Лис, невесты Феба, собрались гости. Они танцуют. Утомленные гости выходят на балкон. Увидев в толпе Эсмеральду, приятель Феба — Шеврез обращает его внимание на красавицу-цыганку. Флер и ее подруги просят позвать Эсмеральду в дом, им хочется посмотреть на спасенную Фебом девушку. Эсмеральда входит в зал. Все поражены ее красотой. В сердце Флер де Лис закрадывается ревность, она видит на цыганке тот самый шарф, который она подарила жениху. Возмущенная Флер приказывает Эсмеральде покинуть зал. Феб берет цыганку под свою защиту.

Перед Фебом, ожидающим на окраине города свидания с Эсмеральдой, внезапно вырастает фигура Клода. Монах требует, чтобы Феб отказался от цыганки, но юноша не собирается уступать ее другому. Слышны шаги Эсмеральды; Клод скрывается во тьме. Эсмеральда бросается навстречу любимому. Впервые в жизни она испытывает чувство любви и со всей силой юной страсти отдается этому чувству. Но ее пугает темнота, ей чудятся шаги. Феб успокаивает ее. Пусть Эсмеральда не тревожится, они здесь одни. Чья-то тень мелькнула рядом. Кинжал Клода поражает Феба. Потеряв сознание, Эсмеральда падает рядом с телом возлюбленного.

Эсмеральда в темнице. Девушку обвиняют в убийстве офицера, а это карается смертью. В отчаянии обращается Эсмеральда к небу. За что обречена она испытывать такие муки? Ее возлюбленный умер, а она обвиняется в ужасном преступлении, и никто не сможет теперь ее защитить и доказать ее невиновность. Тяжелая дверь отворяется, в темницу входит Клод Фролло. Он говорит девушке, что приближается ее смертный час. Эсмеральда готова умереть, ее страдания так велики, что смерть кажется ей желанным избавлением. Внезапно Эсмеральда узнает в пришельце Клода. Перед ней убийца Феба. Фролло умоляет ее ответить на его страсть. Он спасет ее от казни. Эсмеральда с отвращением отталкивает монаха от себя. С проклятием Фролло выбегает из темницы, захлопнув за собой тяжелую дверь.

Площадь перед собором Парижской богоматери. Эсмеральду ведут на казнь. Толпа окружает приговоренную к смерти девушку. Многих трогает ее молодость и красота. В толпе Эсмеральда снова замечает Клода. В последний раз он предлагает ей спасение, но она с презрением отвергает его. Лучше смерть, чем любовь убийцы. Когда пламя костра готово объять Эсмеральду, с каменного выступа собора соскакивает Квазимодо. Схватив девушку, он скрывается с ней в храме. Теперь никто не смеет тронуть ее: обычай охраняет преступника, отдавшего себя покровительству собора, над ним не может быть совершен человеческий суд. Фролло не сдается — Эсмеральда должна умереть. Своды храма не могут стать убежищем для ведьмы. Ее нужно схватить в соборе и сжечь на костре. Внезапное появление на площади Феба останавливает толпу. Смертельно-бледный, еще не оправившийся от ран, Феб называет своего убийцу, указывая на Клода Фролло. Но раны Феба открываются, и он умирает. Рядом с телом возлюбленного умирает и Эсмеральда. Народ оплакивает молодых влюбленных.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама