Ирландская музыка

Категории словаря

Ирландская музыка

В древних ирл. сагах упоминаются хор. пение и многоголосие, бытовавшие у кельтских племён, что находит подтверждение в историч. свидетельствах о раннем развитии у кельтов полифонии. Так, в лат. трактате философа Иоанна Скота Эриугены «О разделении природы» («De divisione naturae», 9 в.) впервые говорится о практике раннего многоголосия у европейских народов. Известно, что ирл. монахи были одними из первых пропагандистов григорианского пения и ещё в 9 в. основали в Санкт-Галлене (Швейцария) монастырь, ставший ведущим центром ср.-век. культовой музыки. В 12 в. Гиральд Камбрийский упоминает об иск-ве ирл. арфистов и о влиянии, оказанном ими на шотл. и уэльсскую музыку, указывая на то, что в эпоху раннего средневековья в Ирландии уже существовала развитая проф. муз. культура. Однако её рост на мн. века затормозило покорение страны в 12 в. англ. завоевателями.

Сохранившиеся образцы ирл. нар. музыки одноголосны. Они осн. на 7-ступенных диатонич. ладах с отчётливым выделением пентатоники, а ритмич. специфика их метросистемы обусловлена особенностями, присущими ирл. нар. песенному творчеству. Его наиболее древние пласты связаны с ассонансными формами стихосложения. Среди крестьянских песен — любовные, колыбельные, шуточные, обрядовые, застольные, трудовые и др. Для них типичны гл. обр. 3-дольный размер, симметричная структура, значит. мелодич. объём. Сохранились песни и с иными ритмич. построениями, также связанными с определёнными поэтич. формами, как напр., росг (rosg) — напевы этого типа напоминают рус. протяжные песни, а в их 5- и 7-дольном оригин. размере слышны отзвуки древних муз. сказов, или лаои (laoi) с их хоралообразными напевами и др.

Если ритмич. сторона И. м. связана с акцентированным ассонансным стихом, то её муз. структура во многом определяется звукорядом арфы и волынки — инструментов, распространённых в народе. Хотя археологич. раскопки и показали, что в древности на территории Ирландии бытовали также др. инструменты (смычковые и духовые), но они не оставили заметных следов в И. м. У ирландцев издавна существовало неск. разновидностей древней 5- и 6-струнной квадратной арфы, а позднее — большой треугольной, применявшейся только для аккомпанирования пению. В дальнейшем ирл. музыканты пользовались более совершенной многострунной арфой (в Дублине хранится экземпляр 30-струнной арфы). Сравнительно примитивная волынка, на к-рой можно исполнять лишь несложные мелодии, бытовала гл. обр. в крестьянской среде.

Странствующие арфисты и певцы-поэты (сказители) — барды в течение мн. веков были единств. носителями и хранителями нар. муз. культуры. Обычно они были не только исполнителями, но и авторами текстов и мелодий песен. Громадной популярностью пользовались ставшие традиционными в ср. века празднества-состязания арфистов, устраивавшиеся в сельских местностях, на гор. ярмарках.

Проф. поэтич. школы бардов начали складываться в конце ср. веков. В их поэзии с 14 в. зазвучала патриотич. тема, отражавшая усиливавшуюся освободит. борьбу ирл. народа против англ. угнетателей. Позднее были созданы революц. песни сопротивления, сопутствовавшие многовек. освободит. борьбе ирландцев. Первые сведения о танцах относятся к сер. 14 в. Позднее распространились ирл. разновидности жига, рила, хорнпайпа, сетданса. В эпоху феодализма начинает развиваться церк. музыка, принесённая из Англии (сохранились книги церк. песнопений 13–14 вв.).

К концу 16 в. в крупнейших гор. соборах устанавливаются органы, что сказалось на развитии хор. полифонии. В этот период формировалось и светское придв. муз. иск-во. Мн. барды, ставшие проф. певцами-поэтами, уже не только странствовали, но и жили при дворах феодалов, к-рых они воспевали в изысканных стихах. Для муз.-поэтич. творчества ирл. бардов типично скандирование или чтение стихов нараспев под арфу (в собств. сопровождении или с аккомпанементом арфиста). Характерная особенность ирл. придв. песенной культуры — преобладание роли стиха и второстепенное значение муз. сопровождения (сохранилась и в 20 в). Обычно ирландцы обращаются к певцу с просьбой «рассказать», а не «спеть» песню; заключит, строфы песни, как правило, исполнители говорят, а не поют.

Из среды придв. бардов и арфистов вышли первые известные ирл. проф. композиторы Рора Долл О’Катайн (ок. 1550–1600), арфист Кэролл О Дейли (ок. 1600) — автор романтич. любовных песен-баллад, Т. и У. Конелланы (2-я пол. 17 в.), создавшие первые мелодии для арфы, любовные песни. Одним из последних поэтов-бардов был популярный певец Т. О’Кэролен (1670–1738) — автор мн. танц. мелодий.

Со 2-й пол. 17 в., после подавления Кромвелем ирл. восстаний и с усилением гнёта англичан, иск-во бардов и арфистов претерпевает глубокие изменения. В новых условиях, когда феод. верхушка Ирландии стала ориентироваться на муз. практику англ. двора и аристократии, придв. иск-во ирл. бардов и арфистов теряет своё значение. Они отходят от изысканных и сложных форм и начинают обращаться к традициям нар. поэзии и музыки. С ростом гор. муз. культуры и её распространением в более широких кругах населения (этот процесс — результат известной демократизации муз. иск-ва) складываются гильдии гор. цеховых музыкантов- инструменталистов.

При всё большем распространении англ. музыки, осн. на европ. мажоро-минорной системе, и усилении её влияния творчество арфистов, опиравшихся на старинную ладовую основу нар. И. м., начинает восприниматься как архаичное. Устаревает и исполнит. манера арфистов. Ирл. нац. муз. культура постепенно приходит в упадок. Нац. специфику сохраняет лишь крестьянская песня. Вместе с тем с конца 18 в. самобытность И. м. начинает привлекать внимание европ. музыкантов. Яркая и разнообразная по сюжету, нередко романтически-балладная ирл. нар. песня приобретает европ. популярность. Её художеств. обр. создаёт Л. Бетховен.

Усилившееся смешение с англ. населением, переселение ирландцев в Шотландию и Англию способствовали проникновению в И. м. шотл. и англ. баллад. В новых ирл. песнях на англ. яз. наблюдается отход от традиций ирл. ассонансного стиха и ритмич. структуры. Разнообразные по содержанию (любовные, рекрутские, песни о расставании с родиной и др.), ирл. песни на англ. яз. отразили длит. процесс ассимиляции ирландцами англо-шотл. культуры. Однако мн. новые песни тесно связаны по духу с оригинальными ирл. мелодиями; они получили распространение среди бродячих певцов — исполнителей баллад, пришедших на смену странствующим арфистам. В Ирландии до сих пор жива традиция уличного исп. песенных баллад.

Англичане Дж. и У. Нил в 1721 впервые издали сб. сочинений О’Кэролена, а в 1726 — «Собрание наиболее знаменитых ирландских мелодий» («Collection of the most celebrated Irish tunes»). Хотя эти публикации и не отличаются точностью записей, они сыграли важную роль в истории англ. музыки, послужив источником, из к-рого англ. композиторы 18 в. (Ч. Коффи, У. Шилд и др.) черпали муз. материал для своих балладных опер. Последующие издания — И. и Дж. Ли «Ирландские мелодии» («Irish tunes», 1774 и 1780), Уокера, Дж. Томсона — отличаются большей систематизацией материала и точностью записи. Лучшие работы в этой области — труды ирл. фольклориста Э. Бантинга, заложившего основы ирл. муз. фольклористики. Популяризации ирл. песен и баллад способствовало муз.-поэтич. творчество англ. поэта и композитора-песенника Т. Мура.

С конца 18 в. начинают выдвигаться ирл. музыканты: комп. и арфист Д. Мёрфи, концертировавший в европ. странах; певец и композитор М. Келли (друг В. А. Моцарта, первый исполнитель партий в его опере «Свадьба Фигаро»); пианист и композитор Дж. Филд, создатель популярного жанра фп. музыки — ноктюрна (35 лет его творч. деятельности были связаны с Россией); М. Балф, автор популярных в своё время опер, известный также как певец; оперный певец Мак-Кормак (сначала прославившийся в Лондоне как исполнитель баллад); композиторы-ирландцы Ч. Станфорд и А. Бакс (их творчество, связанное с Англией, относится уже к истории англ. музыки).

Среди совр. ирл. композиторов: В. Беккет, Б. Бойдел, Р. О’Двиер, А. Дуфф, Н. М. Ларшет, Ф. Ней, Э. Дж. Моран, Г. Нельсон, А. Флейшман. Однако нац. композиторская школа в Ирландии ещё не сформировалась. Ирл. музыканты получают образование на родине — в Ирландской академии музыки (быв. Корол. ирл. академия музыки, осн. в 1856 в Дублине). Работают оперные театры, симф. оркестры, ок. 50 хор. объединений, муз. об-ва, Ирландская фольклорная комиссия. Муз. центры — Дублин и Корк. В 1963 в Дублине создана Ирл. нац. оперная труппа.

Литература: Bunting E., Ancient music of Ireland, Dublin, 1840; Grattan-Flood W. H., A history of Irish music, Dublin, 1895, 1913; Macdonald D. В., Irish music and Irish scales, Lpz., 1910; Graham H., The early Irish monastic schools, L., 1925; Hannagan M. and Clandillon S., Songs of the Irish Gaels with the music and English metrical translation, v. 1–3, L., 1927; O’Sullivan D. J., Folk music and songs, v. 1–4, L., 1927–39, Dublin, (1956); его же, Songs of the Irish, L., 1960; Henebry R., A handbook of Irish music, Dublin, 1928, L., 1928; Hayward R., The story of the Irish harpe, Belfast, 1954; Hogan I. M., Anglo-Irish music. 1780–1830, Cork, 1966.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Ритмическое деление Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Подголосок Теория музыки
Канадский балет Балет и танец
Строй в музыке Термины и понятия
Греческий балет Балет и танец
Секстоль Теория музыки
Хельсинки Города
Интродукция Термины и понятия
Полиметрия Теория музыки
Португальский балет Балет и танец

Реклама