Доменико Карло Мария Драгонетти (итал. Domenico Carlo Maria Dragonetti; 7 апреля 1763, Венеция — 16 апреля 1846, Лондон) — итальянский контрабасист, композитор.
Что такое контрабас? В представлении многих слушателей это внушительный по размерам, но малозаметный инструмент, расположенный где-то «на задворках» оркестра. Недаром немецкий писатель Патрик Зюскинд, задумав воплотить трагедию «маленького человека», которого никто не замечает, сделал героем своей пьесы именно музыканта-контрабасиста… Между тем, контрабас обладает богатыми возможностями, существует сольное исполнительство на этом инструменте – и, хотя солистов-контрабасистов не так много, как, например, скрипачей, они неизменно привлекают внимание публики. Мы расскажем об одном из первопроходцев на этом нелегком пути – об итальянском композиторе и контрабасисте Доменико Драгонетти.
Родина музыканта – Венеция. Отец его – цирюльник по профессии – был не чужд музыкальному искусству: в свободное время он с удовольствием музицировал, будучи литавристом и контрабасистом-любителем. Под влиянием отца музыкальным исполнительством увлекся и сын – в детские годы Доменико осваивал гитару, скрипку, виолончель, причем настолько успешно, что мог выступать в гостиницах. Заработок, обеспечиваемый этими выступлениями, был хорошим подспорьем для семьи – ведь работа отца большого дохода не приносила.
В юности Доменико приступил к освоению еще одного инструмента – контрабаса. Обучал его этому искусству Микеле Берини – исполнитель партии контрабаса в оркестре при соборе св. Марка. Когда наставник скончался, ученик стал в этом оркестре новым контрабасистом – к тому времени молодой музыкант уже успел зарекомендовать себя как лучший в Венеции исполнитель на контрабасе. В скором времени его слава перешагнула пределы города – он стал получать предложения из других итальянских провинций, но Драгонетти сохранял верность своей малой родине.
В Венеции находился на хранении в монастыре св. Петра великолепный инструмент, созданный Гаспаро де Сало, знаменитым музыкальным мастером. Рассказывают, что однажды Доменико, раздобыв ключи, тайком проник в монастырь под покровом ночи, извлек контрабас и принялся импровизировать на нем. Перепуганные монахи приняли музыканта за призрак Джузеппе Тартини… Трудно сказать, насколько эта легенда соответствует действительности, но, так или иначе, Драгонетти на этом контрабасе играл, получив его в дар от города, и впоследствии питал к инструменту исключительную привязанность, наотрез отказываясь продавать, какие бы суммы за него ни предлагали. Исполнитель утверждал, что, если он лишится инструмента – например, в результате пожара или кражи – это будет равносильно смерти.
Причиной столь щедрого дара от Венеции стал не только талант музыканта, но и тот факт, что он сохранял верность родному городу. Однако в 1789 году Драгонетти всё же получил предложение, отказаться от которого не смог – и с этого времени работал в Лондонском оркестре.
В Великобритании Драгонетти в скором времени завоевал такую же популярность, как и в Италии. По свидетельствам современников, можно было на слух определить, играет ли в оркестре он или какой-то другой контрабасист. Стиль игры Драгонетти действительно резко отличался от манеры других контрабасистов. Он заслужил прозвание «рука-чудовище» из-за необыкновенно широкой растяжки левой руки, изобрел новый способ звукоизвлечения на контрабасе, напоминающий флажолет, а струны на его инструменте были поставлены выше обычного, что требовало изрядных усилий при исполнении. Когда другие музыканты, пытаясь подражать ему, натягивали струны таким же образом, это нередко приводило к повреждению пальцев, для Драгонетти же подобное натяжение не представляло сложности.
Отправляясь в Англию, Драгонетти не думал, что останется там навсегда. Он попытался возвратиться на родину, однако там в то время хозяйничали французы, и Драгонетти – как прибывший из Великобритании – немедленно подвергся аресту и был выслан. После этого ему волей-неволей пришлось остаться в британской столице.
Вопреки традиционным представлениям о контрабасе Драгонетти часто солировал. В его репертуар входили, в частности, органные фуги Иоганна Себастьяна Баха, переложение которых для контрабаса с фортепиано сделал сам Драгонетти. На инструменте он поистине творил чудеса. Так, однажды он предложил известному скрипачу Джованни Баттиста Виотти исполнить партию второй скрипки в его сочинениях для скрипичного дуэта, которые тот собирался исполнять в Великобритании. Виотти, не зная, что перед ним контрабасист, согласился, и пришел в ярость, когда на репетиции увидел в руках партнера контрабас. Всё же Драгонетти сумел уговорить его попробовать – ведь отказаться никогда не поздно. Результат потряс Виотти: Драгонетти блестяще играл скрипичную партию. На концерте музыканты поразили публику, исполнив дуэты дважды: сначала Виотти играл первую партию, Драгонетти – вторую, а затем – наоборот.
Современники высоко ценили искусство Доменико Драгонетти – например, Людвиг ван Бетховен под впечатлением общения с ним, заявил, что именно от контрабасиста требуется быть «самым музыкальным музыкантом в оркестре».
Драгонетти был и исполнителем, и композитором. Не все его произведения уцелели, но среди сохранившихся самым интересным является Концерт ля мажор, в полной мере раскрывающий возможности инструмента.
Музыкант ушел из жизни в 1846 году. Инструмент свой он завещал Венецианскому собору св. Марка.