Сен-Санс Камиль

Категории словаря
Камиль Сен-Санс / Camille Saint-Saëns

Творческий портрет Сен-Санса

Сен-Санс (Saint-Saëns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж — 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) — французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1881), почётный доктор Кембриджского ун-та (1893), почётный чл. Петерб. отделения РМО (1909).

Родился в семье, связанной с искусством (отец увлекался лит-рой, писал стихи, мать была художницей-акварелисткой, бабушка, воспитывавшая Сен-Санса — пианисткой). В 3 года он начал обучаться игре на фортепиано, в 41/2 — самостоятельно записывал свои композиции. В 1843-46 занимался у К. Стамати (фортепиано) и П. Мальдана (гармония и контрапункт), позднее пользовался советами Ф. Дельсарта (музыкально-теоретические предметы). С 1846 выступал как пианист. В 1848 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Ф. Бенуа (класс органа), с 1851 — также у Ф. Галеви (класс композиции). Первое публично исполненное произв. Сен-Санса — «Ода св. Цецилии» (1852, 1-я пр. на конкурсе Об-ва св. Цецилии; партитура не сохранилась). Положит. оценку дали его 1-й симфонии (исп. 1853) Г. Берлиоз и Ш. Гуно. В 1853-1877 Сен-Санс работал органистом в соборах Парижа (Сен-Северен, Сен-Мерри, Ла-Мадлен), прославился совершенством импровизаций. Одноврем. в 1861-65 преподавал в школе Л. Нидермейера (класс фортепиано); среди его учеников — Г. Форе, А. Мессаже. Прекратив работу в соборах, Сен-Санс целиком отдался композиторской и исполнит. деятельности. Как пианист и дирижёр выступал (преим. со своими соч.) во мн. странах Европы, в т. ч. в России (1875 и 1887, Петербург и Москва), Юж. Америки, Сев. Африки, а также в США.

Творческие принципы Сен-Санса складывались под воздействием нац. традиций (клавесинисты, Берлиоз, большая опера, лирическая опера), а также иск-ва И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, венских классиков, программного симфонизма Ф. Листа. Многое дали ему творч. и дружеские контакты с Листом и А. Г. Рубинштейном. Композиторская деятельность Сен-Санса отличалась исключит. интенсивностью: создал многочисл. произв. во многих муз. жанрах. Однако наиболее яркая область его творчества — инстр. музыка, прежде всего концертно-виртуозная. Такие произв., как симфония с органом (посв. памяти Листа, 1886), программные симф. поэмы (особенно популярная «Пляска смерти», 1874), 2-й, 4-й, 5-й фортепианный (1868, 1875, 1896), 2-й виолончельный (1902), 3-й скрипичный (1880) концерты, «Интродукция и рондо-каприччиозо» для скрипки и оркестра (1863) выдвинули его в ряд крупнейших французских композиторов.

В сочинениях Сен-Санса господствуют светлая поэтическая лирика, настроения радости, бодрости, рождаемые экспрессивной динамикой движения, сочные жанровые зарисовки, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Характерно сочетание живого импульсивного темперамента с уравновешенностью. Образы героического подъёма, тревоги, смятения, печали — относительно редки. По своей природе иск-во Сен-Санса объективно, логично и ясно, интеллектуальное начало в нём часто превалирует над эмоциональным. Для стиля композитора типичны песенно-декламац. склад тематизма, широкое использование фольклорных интонаций и жанров, танц. ритмов. Произв. Сен-Санса отличают мелодич. насыщенность, бесконечно изменчивая, гибкая, подвижная и упругая ритмика (сильнейшая сторона его музыки), изящество и разнообразие фактуры. Он часто обращался к полифонич. приёмам; гармония его — в основном классическая. Сочинениям Сен-Санса свойственно сочетание свободного построения с логической стройностью и законченностью композиции в целом. Синтез классических и поэмных принципов формообразования, обращение к монотематизму характерны для ряда его произв. циклич. формы (напр., Третья симфония, Четвертый фортепианный концерт). Оркестровку Сен-Санса определяют типичные для французской школы ясность и прозрачность колорита. Композитор в совершенстве владел тембровыми ресурсами оркестра, выразительными и виртуозными возможностями солирующих инструментов.

Среди сочинений для инструментальных ансамблей выделяются Первый квартет (1899), септет для трубы, струнного квинтета и фортепиано (1881), отличающийся классич. простотой и ясностью, три сонаты — для гобоя и фортепиано, кларнета и фортепиано, фагота и фортепиано (1921), а также зоологическая фантазия «Карнавал животных» для инстр. ансамбля (1886) — программная сюита (из 14 номеров), блещущая юмором, меткостью жанровых зарисовок, содержащая также страницы проникновенного лиризма (No 13 — «Лебедь»).

Сен-Санс проявлял живейший интерес к народной музыке Франции и др., в частности восточных, стран. Плодом её изучения явились многочисл. соч.: «Алжирская сюита» для оркестра (1880), «Овернская рапсодия» (1884) и фантазия «Африка» (1891) для фортепиано с оркестром, «Персидские мелодии» для голоса с фортепиано (на сл. А. Рено, 1870) и др.

Из 12 опер Сен-Санса наибольший успех завоевала «Самсон и Далила» (1876). Эта опера, отличающаяся богатой, пластичной мелодикой, явилась данью увлечения Сен-Санса муз. ориентализмом. В ней также нашли отражение ораториальность, проявляющаяся в неспешном развитии действия, обобщённой обрисовке персонажей и значит. роли хора. Музыке её присущи проникновенная лирика, напряжённые драм. нарастания, широта эпического размаха. Первое исполнение состоялось в Веймаре под упр. Листа, высоко ценившего оперу. Н. А. Римский-Корсаков называл это творение Сен-Санса «идеалом оперной формы».

Значительной была муз.-критич. деятельность Сен-Санса, продолжавшаяся в течение почти полувека. Впервые он выступил в печати в 1872, периодически сотрудничал во многих парижских газетах и журналах («Le Temps», «Le Figaro», «La Nouvelle Revue», «La Revue musicale», «La Revue de l’Art ancien et moderne», «Musica», «L’echo de Paris» и др.) Обширное муз.-критич. наследие Сен-Санса частично вошло в составленные автором сб-ки, в т. ч. «Гармония и мелодия» (1885), «Портреты и воспоминания» (1899), «Самовольные досуги» (в др. переводе — «Проделки», «Ecole buissonniиre», 1913). Как критик Сен-Санс отличался большой эрудицией, широтой и прогрессивностью эстетич. воззрений.

Под редакцией Сен-Санса опубликованы полное собр. соч. Ж. Ф. Рамо, оперы К. В. Глюка «Армида», «Орфей», «Эхо и Нарцисс», а также нек-рые произв. В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Листа и др. Совм. с П. Дюка после смерти Э. Гиро Сен-Санс завершил его оперу «Фредегона». Заботился о развитии французского национального муз. искусства инстр. жанров. С этой целью основал совм. с Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871), пропагандировавшее творчество молодых франц. композиторов.

Сен-Санс выступал также как поэт, драматург. Ему принадлежат сб. стихов «Les Rimes familieres» (1890), комедия «Le roi Apepi» (1903) и др. лит.-художеств. произведения.

Сочинения:

оперы — Серебряный колокольчик (Le timbre d’argent, 1864, пост. 1877, «Театр лирик», Париж; новая ред. 1913, пост. 1914, Брюссель), Жёлтая принцесса (La princesse jaune, 1871, пост. 1872, т-р «Опера комик», Париж), Самсон и Далила (1867-76, пост. 1877, Веймар; 1892, «Гранд-Опера», Париж), Этьен Марсель (1878, пост. 1879, Лион), Генрих VIII (1880-82, пост. 1883, «Гранд-Опера», Париж), Прозерпина (1887, «Опера комик», Париж), Асканио (1888, пост. 1890, «Гранд-Опера», Париж), Фрина (1893, «Опера комик», Париж), Варвары (Les barbares, 1901, «Гранд-Опера», Париж), Елена (1903, пост. 1904, Монте-Карло), Предок (L’ancкtre, 1905, пост. 1906, там же), Деянира (1910, пост. 1911, там же и «Гранд-Опера», Париж);

балет — Жавотта (1896, Лион);

для солистов, хора и оркестра — оратории Рождественская (Oratorio de Noel, op. 12, 1858, исп. 1869), Потоп (Le deluge, op. 45, 1874, исп. 1876), Обетованная земля (The promised land, 1913, для фестиваля в Глостере), кантаты Свадьба Прометея (Les noces de Promethee, op. 19, 1867), Лира и арфа (op. 57, 1879), Небесный огонь (Le feu celeste, op. 115, 1900), Слава Корнеля (La gloire de Corneille, op. 126, 1906) и Слава (La gloire, op. 131), месса (op. 4, 1856), реквием (op. 54, 1878), баллада Невеста литавриста (La fiancee du timbalier, op. 82, 1887), Гимн рабочим (Hymne aux travailleurs, op. 142, 1915?), Гимн Уругваю (1916), В честь Америки (гимн, 1917), Гимн миру (Hymne а la paix, op. 159, 1919) и др.;

для оркестра — 3 симфонии (Es-dur, op. 2, 1852; a-moll, op. 55, 1859; симфония с органом, c-moll, op. 78, 1886), симф. поэмы Прялка Омфалы (Le rouet d’Omphale, op. 31, 1871), Фаэтон (Phaeton, op. 39, 1873), Пляска смерти (Danse macabre, op. 40, 1874) и Юность Геракла (La jeunesse d’Hercule, op. 50, 1877), сюита для оркестра (op. 49, 1877), Алжирская сюита (Suite algerienne, op. 60, 1879-80), Праздничная увертюра (Ouverture de fкte, op. 133, 1910), Героический марш (Marche herouque, op. 34, 1871), баркаролла Ночь в Лисабоне (Une nuit а Lisbonne, op. 63, 1880), Арагонская хота (Jota aragonesa, op. 64, 1880), Гимн В. Гюго (Hymne а V. Hugo, с хором ad libitum, op. 69, 1881) и др.;

для фортепиано с оркестром — 5 концертов (D-dur, op. 17, 1862; g-moll, op. 22, 1868; Es-dur, op. 29, 1869; c-moll, op. 44, 1875; F-dur, op. 103, 1896), Овернская рапсодия (Rapsodie d’Auvergne, C-dur, op. 73, 1884), фантазия Африка (op. 89, 1891);

для скрипки с оркестром — 3 концерта (A-dur, op. 20, 1859; C-dur, op. 58, 1879; h-moll, op. 61, 1880), Интродукция и рондо-каприччиозо (op. 28, 1863), Романс (также с фортепиано, ор. 48, 1874), Концертная пьеса (Morceau de concert, e-moll, op. 62, 1880), Гаванка (Havanaise, op. 83, 1887), Андалусское каприччио (Le caprice andalou, op. 122, 1904);

для виолончели с оркестром — 2 концерта (a-moll, op. 33, 1873; d-moll, op. 119, 1902);

для инструмента с оркестром — Концертная пьеса (для арфы, ор. 154, 1918), Романс (для валторны, ор. 36, 1874), Концертная пьеса (для валторны, ор. 94, 1893), Романс (для флейты, ор. 37, 1874), Маленькая ода (Odelette, для флейты, ор. 162, 1920), фантазия Кипарис и лавры (Cipres et lauriers, для органа, op. 156, 1918), Тарантелла (для флейты и кларнета, ор. 6, 1857), Муза и поэт (La muse et le poete, дуэт для скрипки и виолончели, ор. 132, 1909);

для духового оркестра — марш Восток и Запад (Orient et Occident, op. 25, 1869);

для ансамбля инструментов — Зоологическая фантазия. Карнавал животных (Fantaisie zoologique. Le carnaval des animaux, для 2 фортепиано, 2 скрипки, альта, виолончели, к-баса, флейты, фисгармонии, ксилофона и челесты, 1886);

камерно-инструментальные ансамбли, в т. ч. для скрипки и фортепиано — 2 сонаты (d-moll, op. 75, 1885; Es-dur, op. 102, 1896), Колыбельная (Berceuse, op. 38, 1874), Триптих (op. 136, 1912), 2 элегии (ор. 143, 1915; op. 160, 1920), для виолончели и фортепианосюита (op. 16, 1866), 2 сонаты (c-moll, op. 32, 1872; F-dur, op. 123, 1905), Allegro appassionato (op. 43, 1873), Романс (D-dur, op. 51, 1877); 6 дуэтов для фисгармонии и фортепиано (op. 8, 1858), Фантазия для скрипки и арфы (ор. 124, 1907), Каватина для тромбона и фортепиано (ор. 144, 1915), Молитва (La priere), для виолончели и органа (ор. 158), соната для гобоя и фортепиано (D-dur, op. 166, 1921), соната для кларнета и фортепиано (Es-dur, op. 167, 1921), соната для фагота и фортепиано (G-dur, op. 168, 1921), 2 фортепианных трио (F-dur, op. 18, 1869; e-moll, op. 92, 1892), Романс для фортепиано, органа и скрипки (ор. 27, 1868), 2 струнных квартета (e-moll, op. 112, 1899; G-dur, op. 153, 1918), фортепианный квартет (B-dur, op. 41, 1875), Серенада для фортепиано, органа, скрипки и альта (ор. 15, 1865), Каприччио на датские и русские народные темы для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано (ор. 79, 1887), Баркарола для скрипки, виолончели, органа и фортепиано (ор. 108, 1898), фортепианный квинтет (a-moll, op. 14, 1865), вальс-каприс Свадебный пирог (Wedding-cake) для фортепиано и струн. инструментов (As-dur, op. 76, 1886), септет для трубы, 2 скрипки, альта, виолончели, к-баса и фортепиано (Es-dur, op. 65, 1881);

для фортепиано в 2 руки — багатели, мазурки, этюды, вальсы, фуги, Воспоминания об Италии (Souvenir l’Italie, op. 80, 1887), Воспоминания об Исмаилии (Souvenir d’Ismaеlia, op. 100, 1894) и др.; для фортепиано в 4 руки — Дуэттино (ор. 11, 1858), Баллада (ор. 59, 1879?) и др.; для 2 фортепиано — Вариации на тему Бетховена (ор. 35, 1874), скерцо (ор. 87, 1889), Арабский каприс (Caprice arabe, op. 96, 1894), Героический каприс (Caprice herouque, op. 106, 1897);

для органа — Три рапсодии на бретонские темы (ор. 7, 1866), 3 прелюдии и фуги (ор. 99, 1894), 7 импровизаций (ор. 150, 1898), фантазия (ор. 157, 1919), и др.;

для голоса с фортепиано — около 100 романсов и песен на тексты В. Гюго, Э. Легуве, П. Вердена, Ронсара и др., в т. ч. вокальные циклы Персидские мелодии (Melodies persanes, сл. А. Рено, ор. 26, 1870), Красный пепел (La cendre rouge, сл. Ж. Докуа, ор. 146, 1915); вокальные дуэты;

хоры (a cappella и с сопровождением); духовная музыка;

музыка к спектаклям драматического театра — Антигона (трагедия Софокла, 1893, т-р «Комеди Франсез», Париж), Деянира (трагедия Л. Галле, 1898, Безье), Паризатис (драма Ж. Дьёлафуа, 1902, там же), Андромаха (трагедия Расина, 1902, пост. 1903, т-р Сары Бернар, Париж), Убийство герцога Гиза (L’assassinat du duc de Guise, кинематографич. драма A. Лаведана, 1908), Вера (La foi, пьеса Э. Бриё, 1908, пост. 1909, Монте-Карло), С любовью не шутят (On ne badine pas avec l’amour, пьеса А. Мюссе, 1916, пост. 1917, т-р «Одеон», Париж) и др.

Литература:

Faminzin A., Russische musikalische Gesellschaft. Herr Camille Saint-Saëns, «St.-Petersburger Zeitung», 1875, 30 November (12 Dezember); eго же, Петербургская хроника. Г. Сен-Санс, «Музыкальный листок», 1875, 7 дек.; * (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки... г. Сен-Санс, «С.-Петербургские ведомости», 1875, 13 ноября, 19 ноября; его же, Театр и музыка. Ещё г. Сен-Санс..., там же, 1875, 3 дек.; Ларош (Г. A.), Музыкальные очерки, г. К. Сен-Санс, «Голос», 1875, 19 ноября; Старый музыкант (Кругликов С. Н.), Музыкальная хроника... Симфонии Сен-Санса, Гайдна и А. Рубинштейна..., «Современные известия», 1880, 4 дек.; Кашкин Н., «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Артист», 1894, No 34; Коптяев А. П., Лекция о К. Сен-Сансе, «РМГ», 1895, No 4;Кремлёв Ю., Камилл Сен-Санс и его эстетика, «СМ», 1955, No 6; его же, Камиль Сен-Санс, М., 1970; Алексеев Н., Новое о Сен-Сансе. (К 125-летию со дня рождения), «СМ», 1960, No 10; Алексеев А. Д., Камилль Сен-Санс, в его кн.: Французская фортепьянная музыка конца XIX — начала XX века, М., 1961; Протопопов В., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII — XIX веков, М., 1965, гл. 16; Rоlland R., С Saint-Saëns, в его кн.: Musiciens d’aujourd’hui, P., 1908 (рус. пер. — Роллан Р., К. Сен-Санс, в его кн.: Музыканты наших дней, П., 1923, то же, Собр. соч., т. 16, Л., 1935); Lettres inedites de Liszt а Saint-Saëns, «La Revue musicale», 1928, mai (рус. пер. — Лист Ф., Письма к Сен-Сансу, «СМ», 1936, No 7); Cortot A., С. Saint-Saëns et le piano, в его кн.: La musique franзaise de piano, v. 2, P., 1932 (рус. пер. — Koртo A., Сен-Санс и фортепиано, в его кн.: О фортепианном искусстве, М., 1985) и др.

E. P. Бронфин
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша. 1973–1982

Органное творчество Сен-Санса

реклама

вам может быть интересно

Венеция Города
Былина Музыкальные жанры

Персоналии

Сен-Санс, Камиль 04.12.2010 в 13:34

рекомендуем

смотрите также

Романтизм Течения в искусстве
Нидерландский балет Балет и танец
Оперные театры Опера, вокал, пение
Форманта Термины и понятия
Литургическая драма Церковная музыка
Рапсод Термины и понятия
Кларнет Музыкальные инструменты
Импрессионизм Течения в искусстве
Аранжировка Термины и понятия

Реклама