Дармштадт (Darmstadt) — город в ФРГ (земля Гессен). Один из старейших муз. центров Германии. Первые документ. сведения о муз. жизни Д. относятся ко 2-й пол. 16 в. На рубеже 16–17 вв. высокого уровня достигло хор. пение, обучение к-рому велось в спец. церк. школе. В 1600 устанавливается большой орган в гор. соборе, в 1612 — малый орган в здании ратуши. В 1695 в графском замке возводится здание для театр. представлений — т. н. Кайзеровский зал. В 20-е гг. 17 в. была создана Придв. капелла, ставшая ведущим муз. коллективом города. В 1670 в Д. был сооружён один из самых крупных в Европе глокеншпилей работы голландского мастера З. Фербека.
Начиная с первых десятилетий 17 в. в Д. регулярно даются представления с музыкой и танцами, несколько позже ставятся зингшпили, балеты и пантомимы, с 1673 начались оперные спектакли придворной труппы, репертуар к-рой составляли вначале преимущественно произв. франц. и итал. композиторов. Большое развитие получает нотопечатное дело. Вместе с тем муз. жизни Д. мешали многочисл. войны, а также пренебрежительное отношение к серьёзной музыке со стороны мн. правителей Д. В нач. 18 в. большое значение имела деятельность придв. капельмейстера, композитора К. Граупнера (автора многочисл. духовных и светских произв.), расширившего состав придв. капеллы и осуществившего ряд оперных пост. с участием видных певиц (А. М. Шобер, И. Э. Хессе и др.). Расширение конц. деятельности происходит и при преемнике Граупнера — В. Г. Эндерле; репертуар капеллы охватывал сотни произв., а уровень исполнения славился на всю Европу, однако по прихоти правителей Д. во 2-й пол. 18 в. капелла была распущена.
Возрождение муз. жизни Д. относится к последним годам 18 в. и было в значит. степени результатом обществ. усилий. Создаются оркестр, большой любительский хор (1790), в городе исполняются впервые мн. крупные произв. европ. композиторов. В 1806 организуется Общество любителей театра, по инициативе к-рого в Д. приглашаются на гастроли оперные труппы; концерты и спектакли становятся открытыми, публичными. В 1810 начинает функционировать постоянно действующий оперный т-р (в 1819 открыто спец. построенное здание). Важную роль в становлении муз. культуры Д. играли дирижёры В. Мангольд, руководивший в 1825–53 оперным т-ром, и К. А. Мангольд, возглавлявший в 1839–89 конц. жизнь города и занимавшийся также большой педагогич. работой.
В 19 в. создаются Ораториальное общество (1831), «Лидертафель», Моцартовское общество, Вагнеровское общество, Общество церковной музыки земли Гессен, располагавшие собств. хор. коллективами любителей. В 1851 по инициативе Ф. Шмитта основана первая частная муз. школа, получившая название консерватории, а затем и ряд др. уч. заведений. Создаются разл. камерные ансамбли и объединения любителей камерно-инстр. музыки. С кон. 19 в. Д. стал одним из ведущих центров исполнения и изучения совр. музыки. С 1914 здесь происходят фестивали камерной музыки (программы к-рых составляют преим. сочинения совр. авторов), а также весенние оперные фестивали. Работавшие в Д. в разные годы дирижёры Ф. Вейнгартнер, Б. Киттель, М. Баллинг, Й. Розеншток, Э. Клейбер и режиссёр Э. Лерт способствовали поднятию уровня исполнения симф. оркестра и оперного т-ра. В 1922 консерватория была передана в ведение государства и преобразована в высшее уч. заведение.
В годы фашистского режима значение Д. как мирового музыкального центра резко падает. После окончания 2-й мировой войны ведущую роль в восстановлении музыкальной жизни Д. сыграло т. н. Кранихштейнское общество новой музыки (расположенное в замке Кранихштейн, близ Д.), впоследствии переименованное в Международный музыкальный ин-т. С 1946 общество ежегодно организует т. н. Международные каникулярные курсы новой музыки, ставшие одним из ведущих европ. центров пропаганды муз. авангардизма. Во время каникулярных курсов регулярно проводятся Международные конкурсы на Кранихштейновскую пр. за лучшее исполнение совр. музыки. В 1951 в Д. переведён из Байрёйта Ин-т новой музыки и муз. воспитания (ведёт широкую исследовательскую и пропагандистскую деятельность), сотрудничающий с Кранихштейнским обществом новой музыки. Деятельность др. муз. организаций города — Оперного т-ра земли Гессен, симф. оркестра и Академии музыки (быв. консерватория) находится под сильным влиянием модернистских направлений. Д. является резиденцией зап.-германского отделения Международного общества современной музыки. В Д. издаётся «Дармштадский листок новой музыки» («Darmstдdter Blдtter zur Neuen Musik», с 1959).
Литература: Rasque E., Geschichte des Theaters zu Darmstadt (1559–1710), Darmstadt, 1852; Kaiser H., 125 Jahre Darmstadter Oper, Darmstadt, 1936; Kaiser H., Das Barockentheater in Darmstadt, Darmstadt, 1951; Noack Fr., Hofkonzerte zu Darmstadt, «Mf», 1954, Jahrg. VII, H. 3, S. 312.
X. Зеегер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.