Капелла (позднелат. capella, итал. cappella).
1) Хоровой исполнительский коллектив. Подобное значение термин «капелла» получил не сразу. Примерно с 8 в. он означал место отправления церк. службы, а также контингент духовных лиц, служащих при дворе, включая и певчих (все они назывались капелланами). Постепенно певчие стали составлять всё большую часть К., и в 15 в. К. превратилась в коллектив одних певчих во главе с назначавшимся из их числа капельмейстером. С развитием инстр. музыки К. обычно превращались в смешанные ансамбли, объединяющие певцов и инструменталистов; наряду с церковными К. появились и светские. Отдельными К. руководили выдающиеся композиторы: И. С. Бах (К. Томаскирхе в Лейпциге), Й. Гайдн (К. князя Эстергази) и др.
В России К. получили распространение с 18 в., гл. обр. в помещичьих усадьбах; с ними связана деятельность композиторов С. А. Дегтярёва, С. И. Давыдова, Д. Н. Кашина и др. Крупнейшей К. была Придворная певческая капелла (ныне Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки), где работали Д. С. Бортнянский, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. С. Аренский, С. М. Ляпунов.
2) Обозначение оркестра особого состава (воен. К., танцевальная К., джазовая К.), а также название некоторых крупных симф. оркестров (Дрезденская, Берлинская, Веймарская, Шверинская государственные К.).
И. Г. Лицвенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Это слово мы чаше всего слышим и употребляем с определением «хоровая». Так чем же отличается хоровая капелла от хора? Если честно, то ничем. Но некоторые певческие коллективы так себя называют потому, что за этим красивым словом стоит традиция, ощущение старины, принадлежности к духовному искусству.
Вообще cappella по-латыни значит «часовня». И применительно к музыке это слово начали употреблять тогда, когда стало привычным выступление хора певчих во время богослужения в тех небольших часовнях, где не было органа. Так что капеллой называли церковный хор, и это установилось к XV веку.
На Руси прижилось слово греческого происхождения — хор. Но в середине XVIII века, когда связи с европейскими музыкантами значительно расширились, Придворный хор певчих переименовали в Придворную певческую капеллу, а ее руководители соответственно стали называться капельмейстерами.
После революции императорская придворная капелла превратилась в Ленинградскую государственную академическую капеллу имени М. И. Глинки. Слово «капелла» потеряло свой чисто церковный смысл и осталось символом высокого профессионального хорового искусства.
Капеллами уже в XVIII веке называли не только хоровые вокальные коллективы, но и инструментальные, вообще музыкальные. В это время особенно были распространены частные капеллы во владении аристократов, дворян. В России эти капеллы были крепостными.
Разнообразные капеллы существуют и сейчас — хоровые смешанные, капеллы мальчиков; капеллами нередко называют и оркестры особых составов: духовые, народных инструментов, джазовые и т. д.
М. Г. Рыцарева