Дмитрий Александрович Блюм

Дата рождения
13.09.1912
Дата смерти
10.03.1995
Профессия
Страна
СССР
Дмитрий Александрович Блюм

Дмитрий Александрович Блюм (31 августа (13 сентября) 1912, Москва — 10 марта 1995, там же) — российский музыковед, педагог, заслуженный работник культуры РСФСР. Один из крупнейших отечественных педагогов-сольфеджистов.

Из музыкальной семьи, «рос в атмосфере высокого искусства, неистового музицирования, в окружении замечательных исполнителей». Его отец — скрипач и альтист А. Г. Блюм, мать — пианистка Екатерина Дмитриевна, урождённая фон Мансфельд (1884–1947; дочь литератора Д. А. фон Мансфельда). Бабушка — переводчица Елизавета Юлиевна фон Мансфельд (1853–1885). Тётя (двоюродная сестра матери) — певица Н. А. Полевая-Мансфельд. Сестра — пианистка Ирина Александровна Дитрих (урождённая Блюм), работала концертмейстером в оркестре Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова.

Д. А. Блюм в 1929 г. окончил строительный техникум как конструктор-чертёжник, работал в том числе в реставрационных мастерских Московского Кремля. С 1932 г. учился в Музыкальном училище при Московской консерватории как контрабасист (класс А. А. Милушкина), играл в клубах, в том числе в симфоническом оркестре заводского клуба «Каучук» под руководством А. Е. Кнорре. Музыкально-теоретическое образование получил в том же училище (с 1933 совмещал учёбу на двух отделениях), окончил в 1936 г. В 1937—1942 гг. учился в Московской консерватории, в числе педагогов: И. В. Способин (гармония), Н. С. Речменский (композиция), хормейстеры В. П. Мухин, Г. А. Дмитревский, А. В. Никольский, А. В. Александров, сольфеджисты В. В. Соколов, В. В. Хвостенко, И. И. Дубовский. На формирование эстетических взглядов также оказало влияние общение с Н. С. Головановым, Д. Р. Рогаль-Левицким, с друзьями — дирижёром К. П. Кондрашиным, композиторами Г. С. Фридом и Н. И. Пейко, музыковедами В. С. Слётовым и К. К. Саквой, другими музыкантами.

В 1936—1939 гг. Д. А. Блюм преподавал в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с 1937 г. одновременно — в Лосиноостровской музыкальной школе.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. работал (по совместительству) старшим научным сотрудником Дома-музея П. И. Чайковского в Клину (1942–1943; занимался восстановлением экспозиции). С 1943 г. был учёным секретарём репертуарной комиссии, в 1946—1949 гг. — заместителем начальника Государственного управления учебных заведений (ГУУЗ) Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. Работал в «Музгизе», под его редакцией изданы в том числе «Краткий словарь музыкальных терминов» К. К. Сеженского (второе издание, исправленное и дополненное, 1950), «Школа игры на контрабасе» А. А. Милушкина (вторая часть, дополненное издание, 1962).

С 1936–1937 и до 1994 гг. работал в Музыкальном училище при Московской консерватории, где первоначально преподавал сольфеджио, элементарную теорию музыки и гармонию в качестве ассистента В. В. Хвостенко, И. В. Способина и А. Ф. Мутли, с 1938 г. работал самостоятельно. В 1948—1992 гг. вёл единолично спецкурс сольфеджио на теоретическом отделении (по собственной программе). В 1930–1940-е гг. преподавал также инструментовку, руководил кружком истории оркестровки. В 1952—1977 гг. заведовал теоретическим отделением.

Одно-, двух-, трёх-, четырёхголосные диктанты, аккордовые последовательности, примеры для сольфеджирования, для чтения с листа (в том числе многоголосные в ключах «до») и другой учебный материал — авторский (в том числе сочинённый экспромтом в процессе урока) и отобранный им из музыкальной литературы — отличался мелодической и гармонической естественностью, точной методической направленностью. На нём не только последовательно развивался музыкальный слух, но воспитывались чувство музыкального синтаксиса, вкус к правильному голосоведению, ощущение тонально-гармонической логики.

В 1940–1950-е гг. на уроках Д. А. Блюма, а также у него дома, прослушивалась и главным образом проигрывалась (в четыре руки по партитуре) не включённая в учебный план (или изъятая из него) музыка И. Ф. Стравинского и современных западных композиторов, запрещённые и «полузапрещённые» после постановления ЦК ВКПб «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели» от 10 февраля 1948 г. сочинения Н. Я. Мясковского и других современников. В 1960–1980-е гг. множество грамзаписей из его домашнего собрания было переписано на магнитную ленту и составило значительную часть фонотеки училища.

Масштаб личности, манера ведения уроков и высокая результативность преподавания привлекали к Д. А. Блюму учащихся разных курсов и педагогов разных специальностей, в том числе из других учебных заведений Москвы. Одним из направлений его деятельности были открытые уроки, конференции, семинары, курсы повышения квалификации, проходившие как в стенах училища, так и в учебных заведениях разных городов страны (Тбилиси, Ашхабад, Ташкент и др.).

Автор учебных пособий: «Сольфеджио в ключах ДО: примеры из художественной литературы для одного, двух, трех и четырех голосов» (совместно с А. П. Агажановым; Москва, 1969); «Систематический курс музыкального диктанта» (совместно с Б. К. Алексеевым; Москва, 1969); «Сольфеджио: примеры из полифонической литературы» (совместно с А. П. Агажановым; Москва, 1972); «Гармоническое сольфеджио с приложением трехголосных гармонических последовательностей для сольфеджирования» (Москва, 1991); «Трехголосные диктанты» (Москва, 1992).

С 2016 г. в Музыкальном училище при Московской консерватории проводится Всероссийский творческий конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам имени Д. А. Блюма для студентов средних специальных учебных заведений.

Фраёнова О. В.
Источник: Большая российская энциклопедия

реклама

вам может быть интересно

Гийом Дюфаи Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама