Гюстав Шарпантье (фр. Gustave Charpentier; 25 июня 1860 Дьёз, Лотарингия — 18 февраля 1956, Париж) — французский композитор и музыкальный деятель.
Член Института Франции (1912). В 1887 окончил Парижскую консерваторию (ученик Л. Массара, Э. Пессара и Ж. Массне). Римская премия за кантату «Дидона» (1887).
Признание и славу принесла композитору опера «Луиза» (либретто Шарпантье, на сюжет из жизни парижских рабочих, 1900). Претворяя традиции лирической оперы и веризма, Шарпантье создал своеобразное музыкально-драматическое произведение, назвав его «музыкальным романом», чем подчеркнул своё стремление приблизить оперное искусство к повседневной правде жизни.
Реалистические тенденции проявились здесь в психологическом раскрытии семейной драмы героев, в социальной характерности персонажей. В музыке правдиво и поэтично воплощены интонации городской бытовой речи: выкрики разносчиков, разноголосица парижских улиц, радостный гомон народных празднеств. В вокальных и оркестровых партиях Шарпантье широко пользуется мотивами- характеристиками и мотивами-символами.
Написанная в 1913 лирическая и феерическая драма «Жюльен» (либретто Шарпантье; в опере частично использована музыка драматической симфонии «Жизнь поэта») в известной мере автобиографична. Человек демократических взглядов, Шарпантье вёл интенсивную музыкально-просветительскую работу, организовывал массовые народные музыкальные празднества, писал для них музыку, пытался создать народный театр, основал Народную консерваторию (1900), названную Институтом Мими Пенсон (по имени героини из новеллы А. Мюссе).
Сочинения:
оперы — Луиза (1900, театр «Опера комик», Париж), Жюльен, или Жизнь поэта (Julien ou la vie du poete, 1913, Монте-Карло и театр «Опера комик», Париж); народная эпопея в трёх вечерах — Любовь в предместье, Комедиантка, Трагическая актриса (Amour aux faubourg, Comedienne, Tragedienne; не завершена); музыкальный апофеоз в 6 частях для народных празднеств Коронование музы (Le couronnement de la muse, 1898, Лилль); для солистов, хора и оркестра — кантаты Дидона (1887) и К столетию Виктора Гюго (1902), драматическая симфония Жизнь поэта (La vie du poete, 1892), Обманчивые впечатления (Impressions fausses, сл. П. Верлена, 1895); для оркестра — Три прелюда (1885), сюита Итальянские впечатления (Impressions d'Italie, 1890); Серенада Ватто для голоса с оркестром (Serenade, а Watteau, сл. А. Телье, 1896); для голоса с фортепиано — Цветы зла (сл. Ш. Бодлера, некоторые с хором, 1895; также для голоса с оркестром), Поэмы для пения (Poemes chantes, сл. Верлена, К. Моклера, Э. Блемона, Ж. Ванора, 1887–97) и др.
Литература: Асафьев Б., Об опере. Избранные статьи, Л., 1976, с. 257–60; Брюно A., Муза Парижа и ее поэт, в сб.: Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX — начало XX в., составление, перевод, вступительная статья и комментарии А. Бушен, Л., 1972; Дюка П., «Луиза», там же; Tьерсо Ж., Полвека французской музыки, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, вступительная статья и редакция М. С. Друскина, М., 1938.
E. P. Бронфин
Музыкальная энциклопедия