Кастраты-певцы (итал. castrati, а также evirati, от лат. castro — оскопляю, eviro — кастрирую) — особая категория певцов, выступавших в католич. церкви и в оперных т-рах гл. обр. в 16–18 вв. (назывались также сопранистами). Вследствие произведённой в раннем детстве кастрации К.-п. сохраняли детский по высоте (сопрано или меццо-сопрано) и по тембру голос, отличавшийся вместе с тем силой и продолжительностью звучания, свойственными голосу взрослого мужчины. Это позволяло К.-п. исполнять высокие партии (в т. ч. женские), сложные виртуозные пассажи и долгие выдержанные звуки (messa di voce, характерные для итал. bel canto). В Италии К.-п. встречались уже в 3 в. Более широко использовались они в 16 в., в первую очередь в католическом пении, в к-ром было запрещено участие женщин. В 17–18 вв. приобрели важнейшее значение и в опере, гл. обр. итальянской. К.-п. пользовались таким успехом у публики, что певцы-мужчины почти перестали привлекаться для исполнения высоких партий в операх-сериа; зачастую с К.-п. не могли конкурировать и певицы-женщины, на долю к-рых нередко доставались мужские роли. Известнейшие К.-п. — А. Бернакки, Б. Ферри, Г. М. Каффарелли, Г. Пакьяротти, Ф. Бернарди, прозванный Сенезино, К. Броски, прозванный Фаринелли, и др. Отдельные К.-п. были известны ещё в нач. 20 в. (А. Морески из Сикстинской капеллы, ум. 1922).
Литература: Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro italiano, Roma, 1920; Habцck Fr., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, В. — Lpz., 1927; Heriot A., The castrati in opera, L., 1956; Ruth W., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, «Buhnengenossenschaft», Jahrg XV, 1963.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.