Eleazar de Carvalho
Путь одного из крупнейших дирижеров Латинской Америки начался необычно: после окончания морской школы юнг он с тринадцати лет служил в бразильском флоте и там играл в судовом оркестре. Одновременно, в свободные часы, молодой моряк посещал занятия Национальной школы музыки при Бразильском университете, где занимался у Паоло Сильвы и в 1540 году получил здесь диплом дирижера и композитора. Демобилизовавшись, Карвальо долго не мог найти работу и зарабатывал игрой на духовых инструментах в кабаре, казино и увеселительных заведениях Рио-де-Жанейро. Позже ему удалось поступить оркестрантом в Муниципальный театр, а затем в Бразильский симфонический оркестр. Именно здесь он и дебютировал за пультом, заменив заболевшего дирижера. Это принесло ему место ассистента, а вскоре и дирижера в Муниципальном театре.
Поворотным моментом в карьере Карвальо был 1945 год, когда он впервые в Бразилии провел в Сан-Паулу цикл «Все симфонии Бетховена». На следующий год С. Кусевицкий под впечатлением таланта молодого артиста пригласил его своим помощником в Беркширский музыкальный центр и поручил ему несколько концертов с Бостонским оркестром. Это положило начало непрекращающейся концертной деятельности Карвальо, который, постоянно работая на родине, много гастролирует, выступает со всеми лучшими американскими оркестрами, а начиная с 1953 года — и оркестрами ряда европейских стран. По отзывам критики, в творческом облике Карвальо «тщательнее следование партитуре дополняется незаурядным темпераментом, способностью увлечь оркестр и слушателей». В свои программы дирижер регулярно включает произведения бразильских авторов.
Дирижерскую деятельность Карвальо сочетает с композиторской (среди его сочинений оперы, симфонии и камерная музыка), а также педагогической как профессор Национальной музыкальной академии Бразилии. Карвальо избран почетным членом Бразильской академии музыки.
Л. Григорьев, Я. Платек, 1969