Johann Nepomuk David
Австрийский композитор и органист. Получив начальное музыкальное образование в монастыре св. Флориана, стал учителем народной школы в Кремсмюнстере. Композицию изучал самоучкой, затем у Й. Маркса в Венской академии музыки и сценического искусства (1920-23). В 1924-34 органист и хоровой дирижёр в Вельсе (Верхняя Австрия). С 1934 преподавал композицию в Лейпцигской консерватории (с 1939 директор), с 1948 — в Высшей музыкальной школе Штутгарта. В 1945-48 директор «Моцартеума» в Зальцбурге.
Ранние сочинения Давида, контрапунктические и атональные, связаны с музыкальным стилем экспрессионизма (камерная симфония «In media vita», 1923). Освободившись от влияния А. Шёнберга, Давид стремится обогатить современный симфонизм средствами старинной полифонии времён готики и барокко. В зрелых сочинениях композитора ощущается стилистическое родство с творчеством А. Брукнера, И. С. Баха, В. А. Моцарта.
О. Т. Леонтьева
Сочинения:
оратория — Ezzolied, для солистов, хора и оркестра с органом, 1957; для оркестра — 10 симфоний (1937, 1938, 1941, 1948, 1951, 1953 — Sinfonia preclassica; 1954, 1955 — Sinfonia breve; 1956, 1959 — Sinfonia per archi), Партита (1935), Дивертисмент на старые народные песни Kume, kum, geselle min (1939), Партита (1940), Вариации на тему Баха (для камерного оркестра, 1942), Симфонические вариации на тему Шюца (1942), симфоническая фантазия Магический квадрат (1959), для струнного оркестра — 2 концерта (1949, 1950), Немецкие танцы (1953); концерты с оркестром — 2 для скрипки (1952, 1957); для альта и камерного оркестра — Меланхолия (1958); камерно-инструментальные ансамбли — сонаты, трио, вариации и др.; для органа — Choralwerk, I — XIV, 1930-62; обработки народных песен.