Afrasiyab Badalbeyli
Азербайджанский советский композитор, дирижёр, музыковед и публицист, народный артист Азербайджанской ССР.
Дирижерская деятельность Бадалбейли началась еще до того, как он завершил свое музыкальное образование. С 1930 года работает он в Театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова в Баку, а с 1931 года выступает в симфонических концертах. Как и многие его сверстники, Бадалбейли отправился совершенствоваться в старейшие консерватории страны — сначала в Московскую, где его педагогом по дирижированию был К. Сараджев, затем в Ленинградскую. Занимаясь композицией в Ленинграде у Б. Зейдмана, он одновременно вел спектакли Кировского театра. После этого музыкант вернулся в родной город.
За долгие годы работы в Бакинском театре Бадалбейли поставил множество классических и современных опер. Под управлением автора прошли здесь и премьеры произведений самого Бадалбейли. Важное место в оперном и концертном репертуаре дирижера занимали сочинения азербайджанских композиторов.
Автор первого азербайджанского национального балета «Девичья башня» (1940). Ему принадлежат либретто оперы «Багадур и Сона» Алескерова, балетов — «Золотой ключик» и «Человек, который смеётся» Зейдмана, «Чернушка» Аббасова, а также эквиритмические переводы на азербайджанский язык текстов ряда опер русских, грузинских, армянских и др. авторов.
Сочинения:
оперы — Гнев народный (совм. с Б. И. Зейдманом, 1941, Азерб. т-р оперы и балета), Низами (1948, там же), Ивы не заплачут (на собств. либр., 1971, там же); балет — Гыз галасы (Девичья башня, 1940, там же; 2-я ред. 1959), детский балет — Тэрлан (1941, там же); для оркестра — симфоническая поэма Вся власть советам (1930), Миниатюры (1931); для оркестра народных инструментов — симфониетта (1950); музыка к драматическим спектаклям, песни.