Пауза (от греч. pausis — прекращение, остановка; лат. silentium или pausa, итал. pausa, франц. silence или pause, англ. silence или rest) — длящийся определённое время перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов муз. произведения, а также нотный знак, обозначающий этот перерыв в звучании. В крупных инстр. сочинениях, ансамблях, хорах и в оперных массовых сценах общий перерыв звучания называется генеральной паузой.
Понятие П. представлено уже в античной муз. теории, к-рая рассматривала все неправильные стихотворные строки как укороченные паузами правильные; П. обозначалась знаком ^ (с дополнит. знаками для более долгих пауз); были известны и П., нарушающие определённый метр. В невменной (см. Невмы) и хоральной нотации знаков П. не существовало, однако на определённом этапе развития хоральной нотации грани частей мелодии стали обозначаться разделительной чертой. С возникновением многоголосия эта черта стала знаком короткой паузы неопределённой длины. Дифференцированное по длительности обозначение пауз принесла с собой мензуральная нотация. Ещё в ранний её период (12–13 вв.) для всех употреблявшихся нотных длительностей были введены соответствующие знаки П.: pausa longa perfecta (трёхдольная), pausa longa imperfecta (двухдольная), pausa brevis и semipausa, равная semibrevis; начертания нек-рых из них впоследствии претерпели изменения.
С введением более мелких нот — minima, semiminima, fusa и semifusa — знаки П., равные их долготе, были заимствованы из табулатурной системы.
В 16 в. система обозначений пауз приобрела следующий вид:
Паузы мензуральной нотации
В совр. нотном письме употребляются П.: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая и изредка — бревис, по длительности равная двум целым нотам. Для увеличения длительности П. на 1/2, 1/2 + 1/4, 1/2 + 1/4 + 1/8 и т. д., как и для увеличения длительности ноты, применяются точки. Пауза в целый такт, независимо от его размера, обозначается знаком П., равной целой ноте. П. в 2-4 такта обозначаются с помощью заимствованных из мензуральной нотации знаков, П., равные большему числу тактов, — через последования этих знаков или же с помощью особых знаков протяжённой паузы с проставленными над ними цифрами соответственно числу тактов паузы.
Паузы современной нотации
Если первоначально П. по преимуществу обозначали членение мелодич. голоса, постепенно они начали применяться и внутри мелодич. образований, став важным выразит. средством. Как указывал X. Риман, такая пауза имеет не «нулевое», а «отрицательное» значение, существенно влияя на выразительность предшествующих и последующих муз. построений. Примерами выразит. пауз могут служить многие образцы классич. музыки, напр. «тема судьбы» из 1-й части 5-й симфонии Бетховена, где П. углубляет драматич. характер музыки, или мелодия романса «Средь шумного бала» Чайковского, где оттенок взволнованного прерывистого дыхания во многом связан с использованием пауз. См. Мензуральная нотация, Ритм.
В др.-рус. муз. теории в период перехода от крюковой нотации к квадратной существовала своя система обозначения пауз: една — целая, ес (или эс) — половинная, полъес (полъэс)- четвертная, сеп или сема — восьмая; друга — два такта; третья — три такта, чварта — четыре такта и т. д.
Литература: Дилецкий H., Мусикийская грамматика, (СПБ), 1910; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hamb., 1884; его же, System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903; Lissa Z., Die Asthetischen Funktionen der Stille und Pause in der Musik, «StMw», 1962, Jahrg. 25.
В. А. Вахромеев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.