Марсель Дюпре (фр. Marcel Dupré, 3 мая 1886 — 30 мая 1971) — французский органист, композитор.
Марсель Дюпре вошел в историю французской музыки не только как композитор, но и как выдающийся органист-виртуоз, а также как педагог.
Родина Марселя Дюпре – город Руан. Он появился на свет в музыкальной семье. Его дед по материнской линии – Этьен Шовьер – был певцом, обладавшим прекрасным басом, мать была талантливой исполнительницей, владевшей в равной степени двумя инструментами – фортепиано и виолончелью, а отец Альбер Дюпре играл на органе. Кроме того, дружеские отношения связывали их семью со знаменитым французским органным мастером Аристидом Кавайе-Колем. Атмосфера в семье способствовала раннему проявлению музыкальной одаренности Марселя, первым наставником стал для него отец. Продолжению музыкальных занятий не помешал даже остеомиелит, перенесенный мальчиком в четырехлетнем возрасте.
Дебют органиста-вундеркинда состоялся, когда Марселю было всего восемь лет – на открытии нового органа в Эльбёфе юный музыкант исполнил Прелюдию ми минор Иоганна Себастьяна Баха. По прошествии трех лет он начал учиться у Александра Гильмана, а через пять лет – в 1902 году – поступил в Парижскую консерваторию, где наставником его в фортепианном искусстве стал Луи Дьемер, игре на органе он продолжил обучаться у Александра Гильмана (позднее – у Луи Вьерна), а гармонии и композиции – у Шарля-Мари Видора. Обучение было очень успешным: в 1905 году Дюпре удостоился первой премии по фортепиано, а в 1906 году Видор доверил талантливому ученику замещать его в качестве органиста в церкви Сен-Сюльпис.
В том же году молодой музыкант пережил тяжелое испытание: в результате несчастного случая одна из его рук оказалась обездвижена более чем на месяц, но даже на это время он не приостанавливал занятий на органе, усердно упражняясь в педальной технике, и в следующем году он удостоился первой премии как органист, а в 1909 году столь же успешно принял участие в консерваторском конкурсе на создание фуги. В 1914 году Марсель Дюпре удостоился Римской премии за создание кантаты «Психея». Как обладатель этой премии, он должен был отправиться в Рим, на виллу Медичи, но этому помешала начавшаяся Первая мировая война.
Из-за последствий травмы руки Дюпре был признан негодным к военной службе. Оставшись в Париже, он работал над Четырьмя мотетами. Это произведение для вокала и органа было впервые исполнено в Руане в 1917 году, тогда же он написал De profundis для солистов, хора, органа и оркестра. Премьера этого сочинения состоялась в 1924 году в Париже, дирижировал Поль Паре.
В 1920 году Марсель Дюпре представил цикл из десяти сольных концертов, в котором прозвучали все органные сочинения Иоганна Себастьяна Баха, причем играл органист по памяти. В следующем году он впервые выступил за океаном – его американские гастроли начались с концерта в Нью-Йорке, а в дальнейшем Дюпре гастролировал по Филадельфии, дав восемнадцать концертов. В последующие два года он еще дважды посещал США, дав в 1921 году девятнадцать концертов, а в 1923 году – сто десять. Из импровизации во время одного из этих концертов родилась органная симфония «Страсти», завершенная композитором в 1924 году. Во время следующих американских гастролей – в 1929 году – музыкант играл на 3663-трубном органе на стадионе «Бартон» в Чикаго. Этот инструмент привел Дюпре в восторг: «Как если бы любителя шоколада бросили в бассейн, наполненный шоколадом», – говорил он.
С 1926 года Дюпре преподавал в Парижской консерватории, одним из его учеников был Оливье Мессиан.
Интенсивность концертной деятельности Марселя Дюпре поистине поражает воображение. В Австралии он дал сорок концертов, в Канаде – шестьдесят, гастролировал он и в других странах. В общей сложности за свою жизнь он дал более двух тысяч сольных концертов.
Композиторское наследие Марселя Дюпре включает шестьдесят пять опусов, большую часть которых составляют органные сочинения. Из них чаще всего исполняются произведения, относящиеся к раннему периоду творчества – например, Три прелюдии и фуги, написанные в 1912 году. Примечательно, что долгое время первую и третью прелюдии из этого сочинения не мог исполнить никто, кроме самого автора. Не менее высокие требования предъявляют к исполнителям другие произведения композитора. Кроме создания собственных произведений для органа, он подготовил издания органных сочинений Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, Феликса Мендельсона-Бартольди и других композиторов.
Органные сочинения – главное, но не единственное направление творчества Дюпре. Им написаны Соната соль минор для скрипки и фортепиано, Три пьесы для виолончели и фортепиано, Четыре мелодии для голоса и фортепиано, оркестровый Военный марш, Фантазия си-бемоль минор для фортепиано с оркестром и другие сочинения. Нередко орган в его произведениях выступает в сочетании с другими инструментами («Героическая поэма» для органа с оркестром, Соната ля минор для виолончели и органа, Квартет для скрипки, виолончели, альта и фортепиано).
Марсель Дюпре ушел из жизни в 1971 году.
Член Института Франции (1956). Cын органиста Альбера Дюпре. Занимался в Парижской консерватории. Ученик A. Гильмана, Л. Дьемера, Ш. Bидора. Pимская премия за кантату «Психея» (1914). Был органистом в парижских церквах, в т.ч. в соборах Hотр-Дам (1916-22), Cен-Cюльпис (c 1934; сменил на этом посту Ш. Bидора). C 1926 профессор (класс органа) Парижской консерватории (в 1954-56 директор).
Cреди его учеников — O. Mессиан, Ж. Ж. Грюненвальд, Ж. Ален, M. K. Ален и др. Bыдающийся исполнитель, импровизатор, Дюпре в 1920 исполнил в 10 концертах все органные соч. И. C. Бaxa наизусть (впервые в мире). Гастролировал во многих странах Европы, в США, Kанаде, Aвстралии. B 1959 дал свой 2000-й концерт. Под редакцией Дюпре изданы органные произведения И. C. Бaxa, Г. Ф. Генделя (16 концертов), Ф. Листа, Ф. Mендельсона, P. Шумана, A. K. Глазунова.
Сочинения:
оратории, в т.ч. «Франция на Голгофе» (La France au Calvaire, 1956); для органа c оркестром — симфония g-moll (op. 25, 1929), концерт e-moll (op. 31, 1934), героическая поэма «Верден» (op. 33, 1936); для органа — Tри прелюдии и фуги op. 7 (B-dur, f-moll, g-moll, 1912), скерцо op. 16, Bариации op. 20 (Variations sur un noël, 1922), симфония-пассион op. 23 (импровизирована, 1921; запись в окончательной редакции 1924), «Крестный путь» (Le Chemin de la croix, 1931), 79 хоралов (op. 50, 1956), Xорал и фуга (op. 57, 1962), 4 фуги (4 Fugues modales, op, 63, 1968) и др. пьесы; камерно-инструментальные ансамбли, в т.ч. трио для скрипки, виолончели и органа (f-moll, op. 55, 1960), соната для виолончели и органа (a-moll, op. 60, 1964); пьесы для фортепиано, скрипки, виолончели; песни, романсы; транскрипции (для органа c оркестром) произведений И. C. Бaxa, Ф. Листа и др.
Литературные сочинения: Traité d'improvisation а l'orgue, P., 1924; Méthode d'orgue, v. 1-2, P., 1927; Cours complet d'improvisation а l'orgue, v. 1-2, P., 1962.
Л. И. Pойзман