Болонская филармоническая академия (итал. Accademia Filarmonica di Bologna) основана в 1666 в Болонье В. M. Каррати с целью содействовать изучению и распространению музыки. Болонская филармоническая академия объединила все функционировавшие до неё в Болонье музыкальные академии; среди её членов были виднейшие музыканты Болоньи, а впоследствии и Европы. К началу 18 в. Болонская филармоническая академия возглавляла музыкальную жизнь города, являясь одним из крупнейших европейских центров музыкального образования и музыковедения. Согласно папской булле 1749, на Болонскую филармоническую академию было возложено наблюдение за состоянием церковного пения во всей Италии.
Существовали три градации членов академии: ассаdemico cantore (академик певец), accademico suonatore (академик исполнитель на инструменте) и accademico compositore (академик композитор). Для получения последней, высшей степени, необходимо было пройти сложный экзамен по теории музыки и композиции. Звание «академик композитор» давало право на должность руководителя капеллы в любой католической церкви без дополнительного испытания, открывало путь к широкому признанию в Европе. Среди членов Болонской филармонической академии были В. А. Моцарт (1770), чешский композитор Й. Мысливечек (1771), русские музыканты М. С. Березовский (1771) и Е. И. Фомин (1785).
Важная роль в истории Болонской филармонической академии, в укреплении её авторитета в Европе принадлежит видному теоретику и историку музыки Дж. Б. Мартини, фактически возглавлявшему академию в течение нескольких десятилетий. Среди воспитанников и учеников Мартини многие крупнейшие композиторы второй половины 18 века, в т. ч. Н. Йоммелли, К. В. Глюк, В. А. Моцарт, А. Гретри, С. Маттеи и др. Мартини основал фундаментальную музыкальную библиотеку Болонской филармонической академии, которая положила начало библиотеке консерватории.
Не ограничиваясь научной и педагогической функциями, Болонская филармоническая академия на протяжении 18 и первой половины 19 веков регулярно организовывала исполнение сочинений членов академии (преимущественно духовной музыки) в церкви Сан-Джованни ин Монте.
В 19 веке влияние Болонской филармонической академии постепенно начинает ослабевать; её функции как музыкально-образовательного центра переходят к Музыкальному лицею (основан в 1804, ныне консерватория им. Дж. Б. Мартини). Во второй половине 19 века Болонская филармоническая академия фактически прекратила свою деятельность. В настоящее время существует как мемориальный центр.
Литература: Morini N., La R. Acoademia Filarmonica di Bologna, Bologna, 1930; Sesini U., Lo studio bolognese nella storia musicale, «Il Comune di Bologna», 1934, 8. VIII.
Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.