Бесконечный канон (лат. canon infinitus, canon perpetuus) — форма имитационного изложения, в которой нет заключительной цезуры (см. Имитация), и развитие мелодии приводит к её началу. Это позволяет исполнять Б. к. без остановки любое число раз (отсюда назв.). Б. к. подразделяются на 2 разряда. В Б. к. I разряда все расстояния между вступлениями начального и имитирующих голосов одинаковы:
И. С. Бах. "Искусство фуги", No 4.
М. И. Глинка. "Иван Сусанин", финал 3-го акта.
В Б. к. II разряда эти расстояния не равны:
Ф. Шуберт. Соната для фортепиано ор. 143, финал.
Применение Б. к. определяется своеобразным эффектом скованности, движения на месте или по кругу, обусловливаемым повторностью. Существуют самостоят. шуточные произв. в виде Б. к. Чаще они встречаются внутри муз. пьес, где обычно проходят не более 2–3 раз.
Особое выразит. значение Б. к. приобретает тогда, когда повторение значительно удалено от начала — при этом создаётся впечатление свободного, нестеснённого развития, по исчерпании к-рого возвращается знакомый муз. материал (менуэт из квартета d-moll Й. Гайдна или Canon perpetuus, No 13 из «Музыкального приношения» И. С. Баха).
Литература: см. при статье Канон.
Т. Ф. Мюллер
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.