Бас (итал. basso — низкий; франц. basse; англ. bass).
1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве — характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический — более мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса — G — f1, драматич. — F — е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. «центральным») отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое — в верхнем; диапазон его — (С, D)E — d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. — Вотан («Валькирия»), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. — Зарастро («Волшебная флейта»), Осмин («Похищение из сераля» Моцарта), Фафнер («Зигфрид»), для комич. Б. — Бартоло («Севильский цирюльник»), Джероламо («Тайный брак» Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к-рым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов — басы-октависты с диапазоном (А1) В1 — a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Бас-баритон — см. Баритон.
2) Самая низкая партия многогол. муз. произв.
3) Б. цифрованный (basso continuo) — см. Генерал-бас.
4) Муз. инструменты низкого регистра — туба-бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель — басоля (Украина) и басетля (Белоруссия).
И. Г. Лицвенко
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.