Бубен — ударный инструмент. Узкая деревянная или (реже) металлич. обечайка в виде обруча с одной стороны затянута мембраной из кожи или пузыря, другая сторона — открытая. Диаметр Б. — 400–500 мм. Мембрана или приклеивается к обечайке, или натягивается с помощью «барашков» и винтов. На внутр. стороне обечайки подвешиваются бряцающие кольца, пластинки; у нек-рых видов Б. в прорези на штифтах вставляются маленькие металлич. «тарелочки» (рус. и укр. Б.). Б. фабричного производства, употребляемые в проф. музыке, имеют проволочные растяжки с бубенцами и колокольчиками. Б. культовые (шаманские) — значительно большего размера, круглые или овальные, с широкой обечайкой, внутри к-рой прикреплены разл. звенящие подвески, ленты и т. п.
Во время игры исполнитель свободно держит инструмент в руке и пальцами, ладонью, кулаком другой руки ударяет по мембране в центре и ближе к обечайке, извлекая разл. по высоте и тембру звуки, проводит по коже увлажнённым большим пальцем правой руки, вызывая характерное вибрато, встряхивает Б., производя звон. Нар. музыканты иногда ударяют инструментом по колену, локтю, голове и т. д. На шаманских Б. звук извлекался спец. колотушкой, иногда с бряцающими кольцами. Применяют Б. как ритмич. инструмент для сопровождения танцев, сольного и хорового пения. Он входит в нар. и проф. ансамбли и оркестры.
Б. известен с древнейших времён во мн. странах. Большого совершенства иск-во игры на Б. достигло у народов Востока, где широко практикуется сольная импровизац. игра, во время к-рой воспроизводятся сложнейшие ритмические рисунки. Нац. названия Б.: дэф, дяф или габал (азерб.), даф или хавал (арм.), дайра (груз.), дойра (узб. и тадж.), дайре или дэф (иран.), тар (араб.), пандеро (испан.), баскский барабан (франц.), тамбурин (англ. и нем.) и др.
Мн. композиторы использовали Б. в своих оперных и орк. произв. для воссоздания экзотического, восточного, испан. колорита («Пустыня» Давида, 1847; «Кармен» Бизе, 1875; «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, 1887; «Испанская рапсодия» Равеля, 1907; «Иберия» Дебюсси, 1911, и др.).
Литература: Привалов Н. И., Ударные музыкальные инструменты русского народа, «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний», 1903, октябрь — ноябрь; Новосельский A., Очерки по истории русских музыкальных инструментов, М., 1931; Беляев В. М., Музыка, в кн.: История культуры Древней Руси, т. 2, М. — Л., 1951, с. 425; Sachs С., Reallexikon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1967.
К. А. Вертков
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.