Украинский балет

'Ромео и Джульетта'. Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Шикеро

Украинский балет

Своими истоками украинский балет восходит к народному хореографическому творчеству, к муз.-танц. интермедиям школьного театра (17–18 вв.). Первые проф. балетные спектакли на Украине были пост. в 1780 в гор. театре Харькова, где балетная труппа из 20 чел. под рук. бывшего петерб. танцовщика П. И. Иваницкого показывала сюжетные дивертисменты, в которых впервые использовались элементы укр. нар. плясок. В 1801 труппа Д. И. Ширая показала в Киеве балет «Венера и Адонис», а в 1805–09 эта труппа, состоявшая из 40 крепостных артистов, постоянно давала спектакли во вновь открытом Киевском гор. театре. С 1816 проф. балетная труппа под рук. И. Ф. Штейна в Харькове ставила балеты «Волшебная флейта», «Принцесса Каррарская», «Пигмалион»; «Цыганы» по поэме А. С. Пушкина. В 1818 открылся театр в Полтаве, для которого драматург И. П. Котляревский создал «малороссийскую оперу» — «Наталка Полтавка», в пост. этого произв. впервые на проф. сцене появились укр. танцы.

Дальнейшее развитие нац. сценич. хореографии связано с муз.-драматич. и оперными пост. М. Л. Кропивницкого (с ним в 90-х гг. 19 в. сотрудничал балетм. Ф. Нижинский), М. П. Старицкого, Н. К. Садовского и др. В 1823 укр. танец был введён в пост. оперы неизв. автора «Украинка, или Волшебный замок», показанной на открытии гор. театра в Киеве. В 20-е гг. укр. танц. дивертисментные и балетные спектакли показывали в Харькове, Киеве, Одессе труппы И. Ф. Штейна и Л. И. Млотковского.

С 1840-х гг. на Украине часто гастролировали мастера рус. и иностр. балета: в Киеве и Харькове моск. артисты во главе с Т. Ивановой (1843), в Одессе, Киеве и Харькове труппа под рук. К. Богданова (1848), труппа польского балетм. М. Пиона (1852), показывавшая «Свадьбу в Ойцуве» Стефани, «Страх и Зоська» Жабчинского, «Мечта поэта» Пуньи; в Киеве, Харькове, Одессе и Полтаве труппа, возглавлявшаяся балериной Е. И. Андреяновой и балетм. П. Маловернем, давала отрывки из балетов, шедших на моск. сцене. В 1863–67 в Киеве в театре итал. оперы работала балетная труппа под рук. австр. балетм. А. Опфермана, поставившего балеты: «Эсмеральда», «Жизель»; «Волшебная флейта» на муз. Моцарта, «Катарина, или Дочь разбойника» Пуньи.

В 1893—1909 вв. Киевском оперном театре (осн. в 1867) работала балетная труппа под рук. польских балетм. С. Ленчевского и М. Ланге, которые пост. «Малороссийский балет», «Приморский праздник», «Жатву в Малороссии», «Праздник венгерских цыган», «Космополитану», «Коппелию». В 1910 труппу возглавлял польский балетм. К. Залевский, в 1915–17 моск. балетм. А. А. Кочетовский и петрогр. балетм. Б. Ф. Нижинская пост. «Египетские ночи», «Карнавал», «Петрушку» (хореография М. М. Фокина) и «Конька Горбунка».

В 1910–11 в Киеве гастролировали Е. В. Гельцер, М. К. Обухова, Е. А. Смирнова, в 1912 — Л. Н. Егорова и С. К. Андрианов, в 1913 — Е. В. Гельцер и Л. Жукова, в 1914 — А. Н. Балашова, М. М. Мордкин, М. Ф. Кшесинская, в 1915 — группа артистов балета Большого театра во главе с Балашовой и Мордкиным. Укр. сценич. танец успешно развивался в муз. спектаклях Первого стационарного укр. театра Н. К. Садовского в Киеве (1907–19), где работал хореограф-фольклорист В. Н. Верховинец, создавший неск. «вечеров укр. хореографии», танц. картины в операх и опереттах Лысенко и К. Г. Стеценко. После Окт. революции 1917 в Киевском оперном театре балетную труппу возглавляли М. П. Фроман и Мордкин, который пост. «Жизель», «Вальпургиеву ночь» и дивертисмент.

В 1919 в освобождённом от оккупантов и петлюровцев Киеве был создан первый укр. сов. оперно-балетный театр — Укр. муз. драма, где Мордкин пост. балет «Азиаде» Гютэля, укр. танцы в операх «Утопленница» Лысенко и «Галька» Монюшко (работу этого театра прервало нападение на город деникинцев).

В нач. 20-х гг. в оперных театрах Киева, Харькова и Одессы, имевших в то время весьма малочисл. балетные труппы, работали балетм. Р. И. Баланотти, П. К. Йоркин, А. А. Романовский, М. М. Дысковский.

'Последний бал' Бирюкова. Украинский театр оперы и балета им. Франко. Балетм. К. Муллер

В 1925 был открыт первый нац. театр оперы и балета в Харькове (Укр. гос. опера), балетная труппа которого, возглавляемая Баланотти, начала свою деятельность постановкой «Лебединого озера». С самого начала деятели сов. укр. балета осваивали рус. классич. наследие и изучали нац. хореографию, в чём артистам особенно помогали балетм. М. А. Соболь и Верховинец, автор книги «Теория украинского народного танца» (1920).

В 1926 было создано Объединение театров Харькова, Киева и Одессы под рук. реж. И. М. Лапицкого. Харьковский коллектив, руководимый балетм. М. Ф. Моисеевым, первый на Украине пост. сов. балет «Красный мак». В 1928 открылась Первая передвижная укр. опера, балетную труппу которой возглавил П. К. Йоркин, поставивший «Красный мак», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», в 1929 — Вторая передвижная опера, где балетной премьерой стал «Красный мак» (гл. балетм. Ю. П. Ковалёв) и Третья передвижная опера, на сцене которой гл. балетм. Ф. И. Пинно также пост. «Красный мак». В 1932 Первая передвижная опера была реорганизована в стационарный Днепропетровский театр оперы и балета, функционировавший до 1941, Вторая передвижная опера стала основой Луганского театра оперы и балета, Третья — Винницкого (оба коллектива также работали до 1941).

Балетные труппы республики вели дальнейшие поиски оригинальных решений «Красного мака»; лучшими пост. явились работы П. П. Вирского и Н. А. Болотова (1928, Одесский театр), Дысковского при участии Р. В. Захарова (1928, Театр им. Шевченко), В. К. Литвиненко (1929, Театр им. Лысенко). Укреплялось содружество с укр. композиторами, в результате чего репертуар обогатился героико-революц. балетами «Ференджи» Яновского (1932, Театр им. Шевченко) и «Карманьола» Фемелиди (1930, Одесский театр).

В 1931 балетм. Литвиненко вместе с комп. М. И. Вериковским и при участии В. Н. Верховинца создали в Харькове первый на Украине героич. балет «Пан Канёвский», в котором были объединены лексика и формы классического танца и укр. нар. пляски, традиции классич. балетного и нац. муз.-драматич. театра. Пост. «Пана Канёвского» заложила основы хореографич. языка нац. балета, его актёрского и балетмейстерского искусства, раскрыла дарования В. С. Дуленко, Г. В. Лерхе, К. Г. Васиной, А. М. Соболя, Литвиненко, М. М. Мономахова. Балет шёл также в Киеве (1931) и Днепропетровске (1932). Его создание стимулировало развитие укр. нар.-сценич. танца.

В 1934 столица Укр. ССР была переведена из Харькова в Киев. Киевскую балетную труппу, увеличенную до 80 чел., возглавил Л. А. Жуков, поставивший «Красный мак», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и создавший при театре группу исполнителей укр. нар. плясок (под рук. М. А. Соболя). В 1936 танц. картины в операх «Запорожец за Дунаем» и «Наталка Полтавка» в пост. Вирского, Болотова и Верховинца получили высокую оценку в Москве на 1-й Декаде укр. искусства и литературы. Создание героико-романтич. балета «Лилея» Данькевича (1940, Театр им. Шевченко, балетм. Г. А. Берёзова) успешно продолжило поиски синтеза нар. укр. и классического танца. Постановщик спектакля широко использовал опыт укр. и всего сов. балетного театра, особенно балетм. Р. В. Захарова, В. М. Чабукиани, Л. М. Лавровского. В этом спектакле были созданы образцы дуэтного, сольного женского и мужского танца, в массовых картинах применены элементы танц. симфонизма. В 1941 на харьковской сцене балетм. П. К. Йоркин пост. героич. балет «Светлана» Клебанова, где партии гл. героев строились на синтезе классич. и укр. нар. танцев.

Создание нац. репертуара сочеталось с углублённым освоением рус. хореографич. наследия, в чём укр. коллективам активно помогали мастера балета Москвы и Ленинграда. В 1926 на Украине начали работать выпускники Ленингр. хореографич. училища, ученицы А. Я. Вагановой — К. Г. Васина, Н. Н. Виноградова, Н. В. Верикундова, балетм. И. Н. Герман, Р. В. Захаров, Ю. П. Ковалёв, К. А. Муллер. Первые укр. балерины В. С. Дуленко и А. В. Ярыгина также учились в Ленинграде, а А. М. Соболь — в Москве. Отечеств. традиции воплощения балетной классики на укр. сцене утверждали балетм. Л. А. Жуков и М. Р. Рейзен (Театр им. Шевченко), В. А. Рябцев, А. М. Мессерер, К. Я. Голейзовский (Театр им. Лысенко), Ф. В. Лопухов (Днепропетровский театр). Театры широко обращались к балетам сов. композиторов, по-своему интерпретируя «Пламя Парижа» (1935, Днепропетровский театр, 1935, Харьковский театр), «Бахчисарайский фонтан» (1937, Одесский театр; 1938, Киевский, Харьковский и Луганский театры; 1939, Днепропетровский театр), «Сердце гор» (1940, Киев и Харьков), «Соловья» Крошнера (1939, Одесса). Используя принцип балетной драмы, П. П. Вирский и Н. А. Болотов создали комедийный балет «Мещанин из Тосканы» Нахабина, (1936, Днепропетровский театр; 1936, Театр им. Шевченко). Утверждению реализма на балетной сцене Украины способствовали балетм. В. М. Чабукиани, И. И. Арбатов, М. Ф. Моисеев, П. К. Йоркин, С. Н. Сергеев, В. И. Вронский, М. Д. Цейтлин.

В 1940 открылся оперно-балетный театр во Львове, балетная труппа которого начала деятельность пост. «Красного мака».

'Лилея'. Украинский театр оперы и балета им. Шевченко. Балетм. А. Берёзова

В годы Вел. Отечеств. войны оперные театры Киева и Харькова объединились в Иркутске, где балетную труппу возглавил С. Н. Сергеев, поставивший укр. комедийный балет «Бисова ночь» Йориша (1943), а театры Одессы и Днепропетровска — в Красноярске, где труппой руководил В. И. Вронский. В первые послевоен. годы был создан балет о партизанах — «Олеся» Русинова (1947, Одесский театр), новый вариант «Светланы» Клебанова (1947, Театр им. Лысенко; 1948, Театр им. Франко). Прочное место в репертуаре заняла «Лилея» (1945, Театр им. Шевченко, Донецкий театр, Одесский театр; 1946, Театр им. Лысенко и Театр им. Франко). В этих спектаклях выступали опытные мастера: А. И. Васильева, А. Б. Рындина, Н. Н. Виноградова, А. В. Ярыгина, О. Н. Сталинский; ярко раскрылись дарования молодых артистов: Н. В. Слободян, Е. Н. Ершовой, Л. П. Герасимчук, Е. М. Потаповой, Е. Н. Горчаковой, Н. А. Апухтина, А. А. Белова, П. П. Плавника, Н. Н. Новикова, О. С. Поспелова, А. А. Середы.

С сер. 40-х гг. в репертуар театров активно включались балеты композиторов народов СССР; были созданы новые трактовки «Гаянэ»; «Юности» Чулаки, «Лаймы» Лепина, «На берегу моря» Юзелюнаса, «Семи красавиц», «Шурале». В пост. балетов участвовали балетм. Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров (Театр им. Шевченко), К. Я. Голейзовский (Донецкий театр, Театр им. Франко). Развивая традиции «Лилеи», театры в содружестве с укр. композиторами создавали нац. репертуар на материале произв. укр. литературы, утверждая синтез нар. и классич. танца, обогащая достижения актёрского и балетмейстерского искусства в работе над балетами: «Лесная песня» Скорульского (1946), «Маруся Богуславка» Свечникова (1951), «Ростислава» Жуковского (1955) — все в Театре им. Шевченко; «Платок Довбуша» (1951, Театр им. Франко) и «Сойкино крыло» Кос-Анатольского (1957, там же), «По синему морю» Русинова (1955, Одесский театр), «Соро-чинская ярмарка» и «Оксана» Гомоляки (1956 и 1964, Донецкий театр), «Таврия» Нахабина (1959, Театр им. Лысенко), «Тени забытых предков» Кирейко (1960, Театр им. Франко; 1963, Театр им. Шевченко). В лучших пост. «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок», «Спартак», «Легенда о любви» наметились тенденции преодоления бытовой иллюстративности, имевшей место в работах 40-50-х гг.

Спектакли, в которых утверждались развёрнутые танц. формы: «Лесная песня» (1958, Театр им. Шевченко, 2-я ред.); «Предрассветные огни» Кирейко, Дычко и Скорика (1967, Театр им. Франко), «Каменный властелин» Губаренко (1969, Театр им. Шевченко), «Свечкина свадьба» Знатокова (1974, Одесский театр). Поисками средств воплощения совр. сюжетов выделялись пост.: Вирского — «Чёрное золото» Гомоляки (1960, Театр им. Шевченко); И. К. Ковтунова — «Песня о дружбе» Шуровского (1961, Театр им. Лысенко); М. С. Заславского — «Орыся» Кос-Анатольского (1964, Театр им. Франко); В. И. Вронского — «Поэма о Марине» Яровинского (1968); А. Ф. Шикеро — «Баллада о матери» Штогаренко (1975); Г. А. Майорова — «Возвращение» Лятошинского (1975) — все Театр им. Шевченко. В пост. Вронского, Заславского, Шикеро, Чернышёва, Майорова, М. Арнаудовой раскрылись самобытные дарования мастеров балета: В. Ф. Калиновской, Е. М. Потаповой, Н. З. Барышевой, А. В. Гавриленко, С. И. Колывановой, А. В. Лагоды, И. П. Лукашовой, Н. Д. Руденко, А. Г. Кальченко, Э. А. Караваевой, В. П. Ковтуна, Г. А. Исупова, В. И. Круглова, Т. К. Попеску, В. В. Гудименко; молодых артистов: С. А. Антиповой, Т. А. Таякиной, Л. И. Сморгачёвой, Р. А. Хилько, Т. А. Литвиновой, В. В. Волковой, Т. Л. Кузьминой, Е. М. Бочище, Н. И. Умановой, Т. В. Боровик, Л. В. Данченко, И. В. Хребтовой, В. Я. Новицкого, В. В. Литвинова, П. Д. Фомина, В. В. Якимовича, Н. Д. Прядченко, С. А. Лукина, В. В. Клочко, В. В. Совы и др. Повышению хореографич. культуры коллективов способствовала работа балетм. Л. М. Лавровского и О. М. Виноградова (Одесский театр), П. А. Гусева, К. М. Сергеева, В. М. Чабукиани (Театр им. Шевченко). В 1974 вновь открылся театр в Днепропетровске, балетную труппу которого возглавляет Л. В. Воскресенская.

В республике работают 6 оперно-балетных театров; при Харьковском, Одесском, Донецком и Львовском театрах имеются 4-годичные балетные школы. В Киеве на основе хореографич. отделения театр. техникума (1934–41) в 1938 создано респ. Киевское хореографич. училище. Изучением истории укр. балетного театра занимается отдел театроведения Института искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Рыльского АН УССР. Статьи по вопросам балетного искусства печатаются в респ. журнале «Музыка».

Ю. А. Станишевский
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Веризм Термины и понятия
Croise, круазе Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Мистерия Термины и понятия
Антреприза Термины и понятия
Ритм Термины и понятия
Полимодальность Теория музыки
Звукопись Термины и понятия
Экспозиция Термины и понятия
Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Рондо Теория музыки

Реклама