итал., букв. — тяжело, серьёзно, важно
1) Муз. термин, появившийся в нач. 17 в. Отражал характерные для стиля барокко устремления к фундаментальному, "весомому", серьёзному. Был связан с теорией аффектов (см. Аффектов теория). С. Броссар в 1703 истолковывает термин "G." как "тяжело, важно, величественно и поэтому почти всегда медленно". G. обозначает темп, близкий к largo, средний между lento и adagio. Неоднократно встречается в сочинениях И. С. Баха (Кантата BWV 82) и Г. Ф. Генделя (хоры "И Израиль сказал", "Он - мой Господь" из оратории "Израиль в Египте"). Особенно часто служил указанием темпа и характера медленных вступлений - интрад, вступлений к увертюрам ("Мессия" Генделя), к первым частям циклич. произведений ("Патетическая соната" Бетховена), к оперным сценам ("Фиделио", вступление к сцене в тюрьме) и т. п.
2) Муз. термин, применяющийся в качестве определения к др. слову и означающий "глубокий", "низкий". Так, graves voices (нижние голоса, нередко просто graves) - введённое Хукбальдом обозначение нижнего тетрахорда звуковой системы того времени (тетрахорд, лежащий ниже четырёх finalis; G-c). Octaves graves (нижняя октава) - субоктав-коппель в органе (устройство, позволявшее органисту удваивать исполняемый голос в нижнюю октаву; как и др. октавные удвоители, применялось гл. обр. в 18-19 вв.; в 20 в. вышло из употребления, поскольку не давало тембрового обогащения звука и снижало прозрачность звуковой ткани).
Литература: Brossard S. de, Dictionnaire de musique, contenant une explication des termes grecs, latins, italiens et franзais les plus usitйs dans la musique..., Amst., 1703; Hermann-Bengen I., Tempobezeichnungen, "Mьnchner Verцffentlichungen zur Musikgeschichte", I, Tutzing, 1959.