Интернационал

«Интернационал» (франц. L'Internationale, от лат. inter — между и natio — нация, народ) — международный пролетарский гимн, партийный гимн Коммунистической партии Советского Союза и других коммунистических и рабочих партий.

Автор текста «Интернационала» — Э. Потье, французский поэт-песенник, социалист, член 1-го Интернационала. «Знаменитая песня „Интернационал“ написана им в июне 1871 года, на другой день, можно сказать, после кровавого майского поражения…» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 274), под впечатлением героической обороны Коммуны, за которую он сражался на баррикадах.

В окончат. авторской ред. «Интернационал» был издан впервые в последнем сб. стихов Э. Потье «Chants revolutionnaires» в Париже (1887). Первонач. авторская ред. опубл. в журн. «Вопросы истории КПСС» (1968, No 3).

«Интернационал»

Весной 1888 сборник Э. Потье был передан членом Франц. социалистич. партии Г. Делори участнику организованного незадолго до того хор. об-ва лилльских рабочих «Лира трудящихся» рабочему-мебельщику и композитору-любителю П. Дегейтеру, автору мн. рабочих песен. 23 июня 1888 лилльский хор рабочих впервые исполнил «Интернационал» в концерте, посвященном местному празднику продавцов газет. В том же году слова и музыка «Интернационала» были изданы в Лилле отдельной листовкой в 6000 экз. М. Больдодюком. Затем в 1889 «Интернационал» издаётся П. Лагранжем в Лилле. Фамилия Дегейтера печаталась во всех ранних франц. изд. «Интернационала» без упоминания его имени, что послужило поводом для утверждений, что автором музыки «Интернационала» был не он, а его брат Адольф, и многолетнего судебного процесса, закончившегося в пользу П. Дегейтера в 1922.

С нач. 1890-х гг. «Интернационал» быстро распространился среди рабочих промышленных округов Сев. Франции и Бельгии. Во время 1-го конгресса 2-го Интернационала в Париже делегаты, распевавшие «Интернационал», познакомили с ним иностр. делегатов. С этого времени «Интернационал» стал известен и за пределами Франции и Бельгии в качестве междунар. гимна революционной борьбы пролетариата. В 1894 франц. социалист А. Госелен был приговорён к тюремному заключению за издание «Интернационала» (поводом для репрессий послужила 5-я строфа «Интернационала», созвучная антимилитаристич. кампании, к-рая велась 1-м Интернационалом).

Первые переводы текста «Интернационала» появились в 1890-х гг. (на испан. яз. — в 1890; на мн. европ. яз. текст «Интернационала» был переведён после начала празднования 1 Мая и 1-го конгресса всех франц. социалистич. организаций в 1899). Начало всемирному распространению «Интернационала» и переводу его на яз. почти всех народов мира положила Великая Oктябрьская социалистическая революция. Музыка «Интернационала» получила вторую историч. жизнь в новой хор. редакции и слегка изменённой мелодии, сложившейся на рус. почве в первые годы Советской власти и в период междунар. конгрессов 3-го Интернационала.

Помимо П. Дегейтера, франц. текст «Интернационала» был положен на музыку др. композитором-любителем — франц. социалистом П. Форе; его мелодия «Интернационала», мало известная во Франции, была распространена в 1903–06 среди чеш. рабочих.

Первые сведения об «Интернационале» на рус. яз. и текст припева опубликованы в No 1 ленинской «Искры» (декабрь 1900). Общепринятый рус. текст «Интернационала» создан в 1902 одним из зачинателей рус. пролетарской поэзии сов. поэтом А. Я. Коцем и впервые напечатан (не полностью) в лондонско-женевском журн. «Жизнь» (1902, No 5). Из 6 строф подлинника взяты 1-я, 2-я и 6-я. Сохраняя дух оригинала, рус. текст, под воздействием ленинских идей, приобрёл самобытный характер, созвучный боевым задачам нового этапа рус. революц. движения.

В. И. Ленин и его соратники сыграли решающую роль в распространении «Интернационала» в России начиная с 1905–1907. Наряду с популяризацией текста «Интернационала» в нелегальных большевистских газетах и журн., сборниках революц. песен, открытках, «Интернационал» цитировался более чем в полумиллионе дооктябрьских листовок и прокламаций. В статье В. И. Ленина «Евгений Потье» охарактеризовано всемирно-историч. значение «Интернационала». Автор «Интернационала» назван «…одним из самых великих пропагандистов посредством песни» (там же). Начиная с 4-го съезда РСДРП (1906) «Интернационал» становится общепризнанным партийным гимном русской революц. социал-демократии.

В противовес «Марсельезе», которую буржуазное Временное правительство объявило гос. гимном, большевики в 1917 пропагандируют «Интернационал» как песенное знамя пролетарской революции. С пением «Интернационала» революц. массы штурмуют Зимний дворец. На открытии 3-го Всероссийского съезда Советов (10(23) января 1918) «Интернационал» исполняется как Гос. гимн Республики. После Великой Oкт. социалистич. революции слова «Интернационала» «Это будет последний и решительный бой» заменены словами: «Это есть наш последний…». Страной «Интернационала» назвал СССР П. Дегейтер, приезжавший в 1928 в Москву. В 1944, в связи с утверждением нового Гос. гимна Советского Союза, пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…сохранить гимн, „Интернационал“, как гимн Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков)» («КПСС в резолюциях…», 8 изд., т. 6, 1971, с. 105).

На основе рус. редакции гимна текст «Интернационала» переведён на все яз. народов СССР и на мн. языки зарубежных стран.

Впервые ноты «Интернационала» с русским текстом были изданы в болг. сб-ке «Червенъ народенъ календарь за 1905 г.» (София, 1904), а в России — мелодия «Интернационала» с рус. текстом публикуется впервые в нелегальных гектографиров. изданиях РСДРП («Песни», «Сборник революционных песен», М., 1905). В 1906 появляется первая рус. аранжировка «Интернационала» для голоса с фп., принадлежащая Д. А. Черномордикову (А. Д. Ч., «Первый сборник русских революционных песен», СПБ), а в 1907-обработка «Интернационала» для хора и фп. в сб. «Песни борцов» (вып. 1, СПБ, автор не установлен). В те же годы мелодия «Интернационала» была аранжирована Ю. Д. Энгелем, В. Н. Гартевельдом, в 1918 — А. Д. Кастальским и Д. С. Васильевым-Буглаем, в 1920 — В. И. Суком. В 1923 была утверждена единая редакция «Интернационала», выработанная гос. комиссией (Д. С. Васильев-Буглай, А. Ф. Гедике, Л. В. Шульгин и др.). В 1937 «Интернационал» обработан для симфонического оркестра Д. Д. Шостаковичем. Муз. темы «Интернационала» использованы в симф. и оперных произв. многих советских композиторов.

Литература: Ленин В. И., Евгений Потье. Полн. собр. соч., 5 изд, т. 22, с. 273–274; Зэваэс A., Интернационал и его авторы, «СМ», 1933, No 2; Потье 9., «Интернационал», М., 1939; Соxop A., «Интернационал» и его авторы, М., 1960; Дрейден Сим., «Интернационал», в сб.: Биографии песен, М., 1965, с. 14–52; его же, Песнь песней революции, в кн.: Музыка — революции, М., 1970, с. 7–207; Эжен Потье — создатель гимна «Интернационал», М., 1966; Гиппиус Е., Зверев Р., К истории текста гимна «Интернационал» и его переводов, «Вопросы истории КПСС», 1968, No 3, с. 103–107.

E. В. Гиппиус, С. Д. Дрейден
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Тарту Города
Мелодрама Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Мандолина Музыкальные инструменты
Народная музыка Термины и понятия
Симфоническая фантазия Музыкальные жанры
Стихира Церковная музыка
Дума Национальные культуры
Флейта Пана Музыкальные инструменты
Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Tour lent, тур лан Балет и танец
Перхули Балет и танец

Реклама