Мексиканский балет
Хореографическое искусство Мексики сохраняет некоторые черты древней танцевальной культуры ацтеков и майя, которая была довольно высокой. Танцы сопровождались пением. Они исполнялись во время религиозных празднеств при участии неск. сотен танцовщиков, отличались совершенной техникой, которая требовала специальной подготовки. Позднее появились сюжетные танцы-пантомимы на темы мифологии, истории, повседневной жизни. В дальнейшем в них был введён текст. Так сложился своеобразный жанр — пьеса-танец (одна из них сохранилась — «Рабиналь-Ачи», на яз. майя). Танц. наследие доиспанской эпохи прослеживается также в фольклорных индейских группах разл. районов Мексики (сохранился танец-пантомима «Летающие люди»).
В 16 в. католич. церковь для привлечения прихожан вводила в драматизированные проповеди (на яз. науатл-пейхкунтилли) нар. танцы и комедийные диалоги. В колониальный период танец развивался под влиянием исп. танцевальной культуры. Рядом с исп. танцами фанданго, сандунгой, сапатеадо в 17–18 вв. складывались танц. формы креольского фольклора — сон, уапанго, харабе, сочетавшие танец с пением и инструм. музыкой. В кон. 18 в. танец появился и на театр. подмостках, где большое место заняли испано-португальские вокально-музыкально- танцевальные представления — тонадилья и фолия.
В 19 в. в Мексике распространилось влияние итал. и особенно французских танцев, которые преобладали до 20 в. Популярность приобрели также вальс и особенно кубин. данса (или хабанера), близкая по ритму танго. После Революции 1910–17, способствовавшей росту нац. самосознания, танц. формы, занесённые в Мексику испанцами, утратили своё значение. Началось обновление мекс. искусства. Неизмеримо возрос интерес к культуре доиспанских цивилизаций.
В то же время обогащение искусства социальными проблемами требовало поисков совр. форм выражения. Новые веяния отразились прежде всего в балетной музыке, особенно в творчестве комп. С. Ревуэльтаса и К. Чавеса — создателей совр. мекс. композиторской школы. Темы нар. быта и истории Мексики развивались в музыке балетов Чавеса — «Четыре стихии» (1926), «Дочь Колхиды» (1946), Ревуэльтаса — «Путешествующий головастик» (1936) и продолжены в произв. их последователей Д. Аялы Переса — «Человек из народа майя» (1940), Л. Санди — «Бонампак» (1948) и Х. П. Монкайо — «Сапата» (1953), истоки творчества которых — в совр. фольклоре и в древней музыке Мексики. Однако в балетной практике эти веяния воплотились не сразу. Первые попытки были предприняты в 1932 сестрами Кампобелло, которые открыли школу классического танца и организовали труппу Балет города Мехико.
Социальным и эстетич. устремлениям мекс. художеств. интеллигенции оказался более близок танец модерн, с его вниманием к социальным проблемам и поискам совр. хореографич. языка. Основы М. б. были заложены в кон. 30-х гг. американскими хореографами — представи- тельницами танца модерн А. Соколовой и М. Вальдин. С 40-х гг. началось формирование М. б. В 1940 Соколова создала труппу Голубой голубь; в её состав вошли Г. Браво, Х. Лавалье, А. Мерида, Р. Гутьеррес, Г. Кейс и др. В 1940 Вальдин организовала школу и труппу. После её отъезда была создана труппа Балет Вальдин, руководимая Браво.
В 1947 комп. Чавес основал Нац. институт изящных искусств (ИНБА) (с отделениями литературы, музыки, театра, танца) — центр мекс. искусства, призванный объединить мастеров, охраняющих и развивающих нац. традиции, и при нём Академию мекс. танца — организацию по созданию, исследованию и распространению мексиканского хореографич. искусства.
В Академии (рук. Мерида и Браво) был создан Официальный балет совр. танца Нац. института изящных искусств (или Балет изящных искусств). См. Мексиканский балет изящных искусств.
В кон. 40 — нач. 50-х гг. вокруг Института изящных искусств группировались (помимо Балета изящных искусств) Нац. балет (рук. Браво), Современный балет (рук. Рейна) и др. В результате деятельности всех трёх коллективов сложилось понятие «М. б.». В основе искусства этих трупп стал танец модерн в сочетании с элементами нар. танца. Темы и образы спектаклей брались из преданий, легенд и нар. жизни. Нередко возведённые в символ, они приобретали характер аллегории. Сценич. решение мн. спектаклей часто определялось работами мекс. художников Д. Сикейроса и Х. К. Ороско, которые привлекались к оформлению постановок.
Наиболее интересной и последовательной в формировании этого стиля стала группа Нац. балет Мексики (см. Мексиканский Национальный балет) под рук. Браво. Особое место в ряду мекс. хореографич. коллективов занял Балет изящных искусств, где выступали в разное время мн. известные артисты.
В 1956 эта труппа отделилась от Академии, которая стала функционировать как уч. заведение, готовящее исполнителей классич., совр. и нар. танцев, педагогов, балетмейстеров и исследователей танц. фольклора. В Академии имеются хореографич. мастерская и труппа Экспериментальный балет, в которой проходят практику будущие исполнители и хореографы. Среди педагогов: ведущие деятели мекс. балета Р. Рейна, С. Кастаньеда, Р. Нориега, Н. Хаппи, Лавалье, Б. Хенкель.
В 1956–58 Балет изящных искусств составлял конгломерат, в который входили также Нац. балет (рук. Браво), Совр. балет (рук. Р. Рейна) и Мексиканский балет (позднее Народный балет, рук. Г. Арриага). Много раз реорганизовывавшийся, часто менявший названия, он работал вначале в стиле танца модерн (1956–62), затем в стиле классич. школы.
В 1963 труппа была распущена и заново организована как Классический балет Мексики. С сер. 70-х гг. коллектив получил назв. Балет театра изящных искусств. Возросшее значение техники классического танца — результат расширяющихся связей М. б. с кубинским. В 1975 были заключены соглашения с Кубой о сотрудничестве в области хореографии, обучения и воспитания балетных кадров. Это сотрудничество имеет целью создать на основе этнической и культурной общности школу латиноамериканского балета.
Успешна деятельность Фольклорного балета под рук. А. Эрнандес (осн. в 1952). Труппа исполняет нар. танцы, спектакли включают нац. фольклор. Состоит она из двух трупп — гастрольной и стационарной. При коллективе имеются три студии — две хореографич. и хоровая. В 1961 труппа получила 1-ю пр. на фестивале Театра Наций в Париже. В 1965 гастролировала в СССР.
Наряду с коллективами, развивавшими нац. традиции, в 50-е гг. возникали труппы, ориентировавшиеся на лучшие достижения зарубежного балета: Новый театр танца (осн. в 195 К. Фрэнсисом и Б. Хенкель). репертуар его и исполнительская манера были эклектичны; Камерный балет (осн. в 1958, рук. В Хаппи и Т. де ла Роса), придерживавшийся неоклассич. ориентации, кроме традиц. классики («Па-де-катр», «Сильфиды», 2-й акт «Лебединого озера», па-де-де из «Спящей красавицы»), ставил совр. балеты — «Уапанго» Монкайо, «Дуэт» Саласа, «Жизнь» Дискинсона, «Парабола» на муз. 12 века — все балетм. Г. Контрерас; «Вариации» на муз. Брамса, «Трио» на муз. Альбинони — оба балетм. Хаппи; «Балет-джаз» на сб. муз. (балетм. Т. де ла Роса).
К 70-м гг. эти коллективы организационно не сохранились, но творческую их направленность продолжили Независимый балет (осн. в 1966, рук. Р. Флорес Канело и Г. Ороско), включавший постановки совр. мекс. и зарубежных хореографов разл. направлений (среди них- М. Декомбе, Дж. Фили и А. Соколова с одной из её последних работ «В честь Гарсии Лорки» на муз. Ревуэльтаса, 1973), и «Классический балет 70» (осн. в 1970, организатор А. Эрнандес, рук. Хаппи), в репертуаре которого пост. Хаппи, Контрерас, Сандерса и др. Лучшие из работ — «Эротическая летания за мир» Санса и Санчеса (1973. балетм. Хаппи, Фили, Р. Маренко, под рук. реж. Миарнау).
Среди др. коллективов 50-70-х гг.: Концертный балет Мексики (осн. в 1952. рук. С. Унгер, с 1954 — Ф. Сегура). в 1963 основная часть труппы, в т. ч. Л. Урдапильета и Х. Кано, вошла в состав Классического балета Мексики: Народный балет Мексики (осн. в 1958, организатор, директор и хореограф Г. Арриага), пропагандирующий мекс. танец от фольклора до совр. балета; Хореографич. мастерская Нац. автономного университета Мексики (осн. в 1970, рук. Контрерас). Существуют также труппы совр. и фольклорного танца при университетах мн. городов (Гвадалахара, Веракрус, Сан-Луис-Потоси, Гуанахуато и др.).
В Мексике имеется фонд развития народного танца (рук. Лавалье), который занимается изучением самобытных фольклорных групп в разл. районах страны. Периодически (с 1966) проводятся фестивали мекс. танца.
Н. В. Шишкова
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.