Амвросианский гимн

Категории словаря

Амвросианский гимн — утвердившееся название распространённого в православной и римско-католической церкви гимна Те Deum (в славянском переводе — «Тебе бога хвалим»).

До 19 в. гимн приписывали епископу миланскому Амвросию, однако сравнительное изучение его подлинных гимнов и гимна Те Deum привело к выводу об ошибочности этой точки зрения. Некоторые исследователи без достаточных оснований считают автором Амвросианского гимна епископа Никиту Рамесианского.

Особенности Амвросианского гимна, используемые в нём художественные образы сближают его с гимнами, созданными во 2–3 вв. в Сирии и Палестине на основе евр. киддушей — молитв, прославляющих святость бога. В условиях постоянных и тесных контактов между христианами восточной и западной частей Рим. империи Амвросий мог заимствовать этот гимн и ввести в богослужение миланской церкви.

Торжественно-приподнятый характер гимна, впечатляющая образность его языка привлекали к нему внимание мн. композиторов (Г. Ф. Гендель, Г. Берлиоз, Дж. Верди). Неоднократно он получал музыкальное воплощение и в России. Сохранилась четырёхголосная композиция на текст этого гимна, изложенная в крюковой нотации в рукописи кон. 17 в. (Ленинградская публ. б-ка, Кирилловское собрание, No 677/934, листы 123–125). Дж. Сарти создал на текст гимна кантату на взятие Очакова (1788), после чего установилась традиция исполнения гимна во время праздников по случаю побед русского оружия. Музыку на текст гимна написали А. Л. Ведель и С. И. Давыдов (ученики Сарти), Д. С. Бортнянский (4 номера для одного хора и 10 двухорных), позднее — Н. И. Бахметев и Н. А. Римский-Корсаков (двухорные произв.), А. А. Архангельский.

Литература: Цветков П., О происхождении гимна Те Deum Laudamus («Тебе бога хвалим»). Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе за 1891 год. Часть сорок осьмая, М., 1891; Comparative Liturgy by Anton Baumstark revised by Bernard Botte, English ed. by F. L. Cross, L., 1958, Altaner В., Patrologie-Leben, Schriften und Lehre der Kirchenvater, Freiburg, 1958.

H. Д. Успенский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Децимоль Теория музыки

рекомендуем

смотрите также

Псалмодия Церковная музыка
Дирижирование Термины и понятия
Гала-концерт Термины и понятия
Молдавский балет Балет и танец
Терция Теория музыки
Григорианское пение Термины и понятия
Брюссель музыкальный Национальные культуры
Фистула Опера, вокал, пение
Патараг Церковная музыка

Реклама