Рига музыкальная

Категории словаря

Рига (Riga) — столица Латвийской ССР, крупный экономический и культурный центр СССР. Основана в 1201 на месте древнего поселения. В средние века опорный пункт агрессии немецких феодалов-крестоносцев в Прибалтике. Один из ганзейских городов (с 1282). Древнейшие сведения о музыкальной жизни Риги относятся к 13 в. В 1205 в Р. состоялось исполнение ср.-век. литургич. драмы. При построенном в 13 в. рижском Домском соборе с 1240 имелась певч. капелла; григорианскому пению обучали в Домской школе, ученики к-рой пели в капелле. В 14–17 вв. славились рижские гор. музыканты (неск. трубачей и тромбонистов в кон. 17 в. вызвал для своего двора Пётр I). В 1530 в Р. вышел первый сборник лютеранских песнопений на нем. яз., в 1587 — на латыш. яз.; более полный сборник на латыш. яз. издан в 1615 первым рижским книгоиздателем Н. Моллиным.

В кон. 17 в. в Р. возникло Об-во любителей инстр. музыки (Коллегиум музикум), одним из участников к-рого был И. Фишер, известный нем. композитор и скрипач, ученик Ж. Б. Люлли. В 18 в. центрами орг. музыки стали церкви, где начиная с 14 в. (и особенно с 16 в.) были установлены большие органы (современные существуют с 18–19 вв.). В Р. работали: композитор и органист И. В. Медер (в 1700–19), композитор, органист и клавесинист, ученик И. С. Баха, видный представитель раннего классицизма И. Г. Мютель (в 1753–88), композитор и органист Г. ф. Телеман (в 1773–1828) и др. Они развивали традиции нем. орг. школы. Открытые симф. концерты с 1753 давала капелла мецената О. Фитингхофа, в к-рой играли и его крепостные латыш. музыканты. В 1760 было создано Рижское муз. об-во, проводившее регулярные симф. и камерные концерты. В 1803 исполнялись оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года». В 1764–69 в Р. жил нем. философ-просветитель и писатель И. Г. Гердер, включивший в свой сб. «Народные песни» (1778–79) и латыш. песни.

С 17 в. в Р. давали представления группы комедиантов (к сер. 18 в. их выступления становятся постоянными). С 1772 ставились оперные и балетные спектакли, в 1777 гастролировала итал. оперная труппа И. Чезари. В 1782 Фитингхоф основал в Р. в специально построенном здании (ныне Б-ка АН Латв. ССР) постоянный т-р с драм. и оперной труппами. Солистами были гл. обр. артисты, приглашённые из нем. т-ров. Репертуар оперной труппы т-ра составлялся в основном из франц. и итал. комич. опер, опер-буффа и нем. зингшпилей. В кон. 18 в. т-р поставил оперы В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (1785), «Волшебная флейта» (1797), «Дон Жуан» (1799), положив начало моцартовской традиции на рижской сцене, в 1818 была осуществлена пост. «Фиделио» Бетховена. В 1798 в Р. гастролировала русская оперная труппа из Петерб. придв. т-ра (опера «Мельник — колдун, обманщик и сват» Соколовского), в 1800, 1805, 1809 и 1811 — польские оперные труппы из Вильнюса. В 1832–43 (с небольшим перерывом) дирижёром рижской оперной труппы был Г. Дорн, в 1837–39 — молодой Р. Вагнер, им пост. оперы Моцарта, К. М. Вебера, Л. Керубини, Э. Н. Мегюля, Ф. Обера, В. Беллини, Дж. Россини, Дж. Мейербера и др. С оркестром т-ра Вагнер давал также регулярные симф. концерты. Рижская оперная сцена была одной из первых, где создалась традиция исполнения вагнеровских опер, сохранившаяся в латыш. оперном т-ре. В 1849 в Р. под рук. дирижёра и композитора К. Крейцера была пост. его опера «Ночной лагерь в Гранаде». Здесь выступали известные певцы В. Шрёдер-Девриент (1847), Й. А. Тихачек (1861) и др., артисты балета Лола Монтес (1844), М. Петипа (1863). В 1857 состоялись гастроли итал. балетной труппы-Де Паскуалиса, в 1861 — итал. оперной труппы А. Лорини из Берлина и др. В 1863 был открыт новый (нем.) городской т-р (арх. Л. Бонштедт). В 1882 т-р сгорел, восстановлен в 1887 (ныне — здание Латв. т-ра оперы и балета). В 1898–1900 дирижёром был Б. Вальтер, в 1909–11 — Ф. Буш. В 1-е десятилетие 20 в. репертуар составляли в основном малозначит. оперетты и оперы, но к столетию со дня рождения Р. Вагнера (в 1913) т-р пост. тетралогию «Кольцо нибелунга», «Тристана и Изольду» и др. Оркестр т-ра давал также регулярные симф. концерты. В начале 1-й мировой войны 1914–18 т-р прекратил существование. С кон. 80-х гг. 19 в. в Р. проводились постоянные гастроли рус. оперных трупп с обширным репертуаром, особенно рус. оперной классики. Эти спектакли находили широкий отклик у латыш. общественности, расширяли её муз. кругозор, влияли на развивающееся латыш. оперное исполнительство.

В 1-й пол. 19 в. в Р. концертировали мн. крупнейшие музыканты, в их числе: пианисты — Дж. Филд, М. Шимановская, С. Тальберг, Ф. Лист (1842), Клара Шуман (1844); скрипачи — П. Роде, П. Байо, Ф. Давид, У. Булль, А. Вьетан; виолончелисты — Б. Ромберг, Ф. Серве; певицы — А. Каталани (1820), Г. Зонтаг (1830) и др. Большим событием был авторский симф. концерт Г. Берлиоза (1847). Во 2-й пол. 19 в. активное участие в муз. жизни города принимал В. Бергнер, органист Домского собора, основатель Баховского об-ва в Р. (1864). В 1884 нем. фирмой «Валькер» был построен новый орган в Домском соборе (в то время крупнейший в мире; 127 регистров, 6826 труб). На торжеств. открытие органа Ф. Лист написал хоральную прелюдию «Nun danket Alle Gott». В 1910–14 активную деятельность развил Рижский симф. оркестр под рук. Г. Шнеефогта. С оркестром работал также латыш. дир. А. Бобковиц; дирижировали гастролёры — Б. Вальтер (1910), Ф. Вейнгартнер (1911), Я. Сибелиус (дал 3 авторских концерта в 1911), Н. Малько (1912), Э. Мелартин (1912) и др. На летних симф. концертах на Рижском взморье выступали оркестр Варшавской филармонии под рук. Г. Фительберга, оркестры из Берлина. Муз. жизнь Р. в кон. 19 — нач. 20 вв. обогащалась многочисл. гастролями известных артистов. В этот период здесь концертировали: пианисты — А. Н. Есипова, Э. д’Альбер, С. В. Рахманинов, Ф. Бузони, В. Ландовска; скрипачи — П. Сарасате, Л. С. Ауэр, Б. Губерман, Э. Изаи, Ф. Крейслер; виолончелисты — К. Ю. Давыдов, А. В. Вержбилович; певцы — Д. М. Леонова, Ф. И. Шаляпин, М. Зембрих, Л. В. Собинов, М. Баттистини и др. К сер. 19 в. в Р. стала интенсивно развиваться нац. муз. жизнь. Первыми крупными её проявлениями были общелатышские праздники песни (см. Певческие праздники). Они собирали тысячи исполнителей. 1-3-й и 5-й проходили в Риге (1873, 1880, 1888, 1910), 4-й — в Елгаве (1895). Основывались мн. латыш. хоры, крупнейшими из к-рых были смешанные и муж. хоры Рижского латыш. певч. об-ва (1879). В развитии латыш. муз. культуры значит. роль сыграла Муз. комиссия Рижского латыш. об-ва (осн. 1888), издававшая латыш. муз. лит-ру, науч. труды по музыке, организовывавшая концерты латыш. музыки, муз.-фольклорные экспедиции. В Муз. комиссии активно работали видные латыш. комп. А. А. Юрьян, Я. Витол и др. С 80-х гг. 19 в. стал формироваться латыш. муз. т-р, на сценах латыш. драм. т-ров ставились зингшпили, оперетты, оперы; драм. сцена дала латыш. муз. т-ру ряд выдающихся оперных артистов (Р. Берзинь, А. Кактинь, М. Брехмане-Штенгеле и др.). В 1913 П. Юрьяном был основан на обществ. началах т-р «Латышская опера», объединивший крупнейших латыш. оперных артистов того времени. В 1915 (во время 1-й мировой войны) т-р прекратил свою деятельность и возобновил её лишь осенью 1918. Развитию муз. жизни Р. активно способствовали латыш. комп. Н. Алунан, Э. Вигнер, Э. Дарзинь, Яз. Мединь, Ян. Мединь, а также А. Калнинь и Э. Мелнгайлис, связанные с Р. лишь частично. В Р. работал ряд муз. уч. заведений, из к-рых старейшими были 1-й муз. ин-т (1864), Школа муз. иск-ва (1877), Муз. уч-ще Г. Гижицкого (1885); центр. место занимало Муз. уч-ще РМО (1904), основанного в Р. в 1898–99.

В нач. 1919 в Латвии установилась Советская власть (янв. — май 1919). Р. стала столицей Сов. Латвии. Активно проводилась демократизация муз. жизни. Оперный т-р стал государственным («Опера Советской Латвии»), ему было передано здание быв. Нем. городского т-ра, оперные спектакли стали доступны трудящимся. В городе проходили регулярные симф. концерты оперного оркестра под упр. Т. Рейтера и концерты-митинги с участием симф. оркестра латыш. стрелков Красной Армии (дир. Я. Рейнхолд).

В годы диктатуры буржуазии в Латвии (1919–40) Р. оставалась центром её муз. культуры. В 1919 была основана Латв. консерватория (ректор Я. Витол), в 1927 — Рижская нар. консерватория (ныне Муз. уч-ще им. Яз. Мединя), в 1920–40 работал Фонологич. ин-т Э. Вигнера. В 1923–38 существовал Творч. союз латыш. композиторов (Latvijas skannrazu kopa), объединивший старшее поколение (Я. Витол, Э. Мелнгайлис, Яз. Мединь, А. Калнинь, Я. Залитис, Ян. Мединь, A. Абеле и др.) и младшее (Е. Граубинь, Л. Гарута, Я. Калнинь, В. Дарзинь, Я. Кепитис, П. Барисон, Я. Иванов, А. Скулте и др.); членами союза были и крупнейшие исполнители-инструменталисты. Центр. место в муз. жизни Р. занимала Латв. нац. опера (в 20-30-е гг. — оперный т-р) с обширным репертуаром зап.-европ. и рус. классики, нац. произв. (в годы экономич. кризиса, с нач. 30-х гг., ставились в основном классич. и модные совр. оперетты). В т-ре работали: известные латыш. певцы — А. Бенефелде, М. Брехмане-Штенгеле, А. Либерте-Ребане, Р. Берзинь, А. Кактинь и др.; дирижёры — Т. Рейтер, Я. Мединь, Я. Калнинь, режиссёр Я. Заринь. Выступали видные певцы-гастролёры — В. В. Барсова, Д. Джаннини, М. П. Максакова, Т. Даль Монте, Т. Скипа, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин, артисты балета — Т. П. Карсавина, B. В. Кригер, А. М. Мессерер, балетмейстеры — Л. А. Жуков, В. Д. Тихомиров, M. M. Фокин и др., долгое время работали дирижёры — Э. А. Купер, Г. Шнеефогт, Л. Матачич, Л. Блех и др., режиссёр П. И. Мельников, балетмейстер А. А. Фёдорова.

Развивалась муз. -конц. жизнь города. В 1926 был основан симф. оркестр Рижского радио (гл. дирижёр Ян. Мединь). Симф. концерты устраивались объединёнными оркестрами Оперного т-ра и Радио, помимо местных дирижёров, оркестрами руководили гастролёры — Р. Батон, И. А. Добровейн, Э. Клейбер, О. Клемперер, А. Коутс, Н. А. Малько, Г. Фительберг, О. Фрид и др. Летом симф. концерты давались на открытых эстрадах рижских парков и в Дзинтари. На конц. сценах выступали многочисл. заруб. артисты, в их числе: пианисты — И. Гофман, Р. Казадезюс, Арт. Рубинштейн, А. Шнабель, скрипачи — Е. А. Цимбалист, М. Эльман, Д. Ф. Ойстрах, Й. Сигети, Ж. Тибо, певицы — М. Андерсон, А. В. Нежданова, композиторы-исполнители — А. К. Глазунов, Н. К. Метнер, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, М. Шиллингс, К. Шимановский, В. д’Энди и др. В конц. жизни города принимали участие хоры, в т. ч. студенческие. Широкую известность в Европе получил рижский Хор Рейтера (Reitera koris). По-прежнему проходили латыш. праздники песни (6-й — 1926, 7-й — 1931, 8-й — 1933, 9-й — 1938). В 1924 было основано Хранилище латыш. фольклора, ставшее центром собирания материалов латыш. нар. музыки; среди сотрудников был комп. Э. Мелнгайлис.

С восстановлением в 1940 Сов. власти в Латвии в муз. жизни Р. начался новый подъём. В 1941 основана Гос. филармония. К Декаде латыш. лит-ры и иск-ва в Москве была подготовлена новая пост. оперы «Банюта» А. Калниня; проводились многочисл. концерты сов. артистов и муз. ансамблей. В годы Великой Отечеств. войны 1941–45 Р. была оккупирована нем.-фаш. войсками. С освобождением Р. (1944) началось интенсивное развитие латыш. нац. муз. культуры, город стал одним из муз. центров СССР.

Крупнейшим очагом муз. культуры Р. является Латвийский театр оперы и балета, репертуар к-рого включает мн. сов. оперы и балеты, в т. ч. и нац. латышские. Среди солистов т-ра — нар. артисты СССР Ж. Гейне-Вагнер, А. Фринберг, К. Заринь, артистка балета В. Вилцинь. В 1945 был основан Рижский т-р муз. комедии (с 1964 — Рижский т-р оперетты).

Широкую конц. деятельность проводит филармония Латв. ССР, возобновившая работу в 1945. В её системе находятся Академич. хор Латв. ССР (осн. в 1942 в Иванове как часть Художеств. ансамбля Латв. ССР; академический с 1956, засл. коллектив Латв. ССР с 1965), Хор ветеранов революции (1957), нар. жен. хор «Дзинтарс» (1947), камерный оркестр, ансамбль танца «Дайле», ряд камерных и эстр. ансамблей, в т. ч. фп. трио (В. Янцис, Ю. Шволковскис, М. Виллеруш), фп. дуэт (Н. Новик и Р. Хараджанян), ансамбль виолончелистов, вок.-инстр. эстр. ансамбль «Модо» («Modo») под рук. Р. Паула и др. В Р. концертируют мн. виднейшие сов. и заруб. артисты, ансамбли, хоры, симф. оркестры. Среди конц. залов Р. выделяются зал филармонии (находится в старинном здании Большой гильдии) и Домский конц. зал (в 1962 реставрирован его орган). Летом симф. концерты устраиваются также в Открытом конц. зале в Дзинтари. Активную конц. деятельность ведут симф. оркестр и Хор им. Т. Калниня Латв. телевидения и радио. Здесь работают также Оркестр эстр. и лёгкой музыки, Сельская капелла, Ансамбль песни Латв. радио. В 1972 создан проф. духовой оркестр «Рига» при Рижском гор. управлении культуры. В 1945 основан Респ. дом нар. творчества им. Э. Мелнгайлиса. Значительно расширила свою деятельность Латв. гос. консерватория (с 1956 им. Яз. Витола). Созданы новые отделения — хор. дирижирования, музыковедения, муз. педагогики, театр. ф-т и др. При консерватории работают спец. Муз. уч-ще им. Э. Дарзиня и Рижское муз. уч-ще им. Яз. Мединя. Получили особое развитие респ. праздники песни (с 1950 они проводятся каждые 5 лет). В послевоенный период праздники песни включают и массовый нар. танец (с 1960 — Праздники песни и танца; в 1973 широко отмечалось их столетие). Во время праздников проводятся соревнования хоров, лучшим присваивается звание Нар. хоров республики. В Р. работают многочисл. хоры, среди них нар. смешанные хоры: засл. коллектив Латв. ССР «Ювентус», «Дайле», камерный хор «Ave sol», засл. коллектив Латв. ССР нар. муж. хор «Дзиедонис», «Тевземе», «Абсолвенты», «Гаудеамус» и др.

Рига — центр латышской музыкальной жизни. В 1945 был создан CK Латв. ССР, объединяющий (в 1976) 67 композиторов и музыковедов. Муз.-науч. центры Р. — консерватория, Сектор теории и истории иск-в (1968) и Сектор фольклора (1946) Ин-та языка и лит-ры им. А. Упита АН Латв. ССР. В 1945 была основана Рижская фабрика муз. инструментов (совр. назв. с 1959), изготовляющая пианино «Рига», электромуз. инструменты (электроорганы, электрогармониумы) и др. В Р. работает фабрика грампластинок (создана в 1932 под назв. «Bellacord Elektro»); с 1963 она выпускает в основном долгоиграющие пластинки и является филиалом Всесоюзной фирмы «Мелодия».

Литература: Витолинь Я., Грюнфельд Н., Латвийская ССР, М., 1954, 1957 (Муз. культура союзных республик), Кундзинь К., Латышский театр, М., 1963, Витолинь Е., Латышская музыкальная культура в период Великой Октябрьской социалистической революции и основания Советской Латвии (1917–1919), в сб.: Очерки музыкальной культуры Советской Латвии, Л., 1971, с. 45–63; Вериня С., Музыкальный театр Латвии и зарождение латышской национальной оперы, Л., 1973; Музыкальная культура Латвийской ССР. Сб. ст., сост. А. Даркевич, под ред. Е. Витолиня, М., 1976; Rudolph M., Rigaer Theater- und Tonkunstler-Lexikon nebst Geschichte des Rigaer Theaters und der Musikalischen Gesellschaft, Riga, 1890; Straubergs J., Rigas vesture, Riga, (1937), Medins К., Latviesu dziesmu svetki, Riga, 1955; Vitоlins J., Krasinska L., Latviesu muzikas vesture, t. 1, Riga, 1972; Viduleja L., Latviesu padomju opera (1940–1970), Riga, 1973; Briede-Bulavinova v. , Latviesu opera (lidz. 1940 g.), Riga, 1975.

Я. Я. Витолинь
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Гармонизация Теория музыки
Обиходный звукоряд Церковная музыка

Театры и фестивали

рекомендуем

смотрите также

Комедия-балет Балет и танец
Колоратура Термины и понятия
Баян Музыкальные инструменты
Стихира Церковная музыка
Rond de jambe, рон де жамб Балет и танец
Невмы Термины и понятия
Прага музыкальная Национальные культуры
Сидней музыкальный Национальные культуры
Виртуоз Термины и понятия
Куранты Термины и понятия

Реклама