Мариинку реконструируют по авангардному проекту

Проект второй сцены Мариинского театра

Российское министерство культуры подписало контракт с французским архитектором Домиником Перро, по проекту которого к октябрю 2009 года будет построена вторая сцена петербургского Мариинского театра. Однако споры вокруг новаторского архитектурного решения, предложенного французом, так и не утихли, и Перро еще придется побороться за свой новаторский дизайн.

Доминик Перро выиграл международный конкурс на лучший проект второго здания Мариинского театра еще год назад, однако российские власти не торопились давать делу ход.

Многие объясняют неслыханные проволочки тем, что стоимость новой сцены постепенно увеличилась более чем вдвое по сравнению с договоренностями лета 2003 года, когда речь шла о 100 млн. долларов. Теперь же правительству страны строительство театра обойдется уже в 200 млн. евро.

Дизайн Доминика Перро имеет вид золотистого продолговатого многоугольника неправильной формы. По выражению архитектора, авторы проекта поступили как дизайнеры одежды, накрыв здание, выполненное из черного мрамора, некоей золотистой вуалью.

По мысли Перро, новая сцена должна составить гармоничную пару историческому зданию, с которым будет соединяться при помощи крытого моста через Крюков канал.

«Не окончательный вариант»

"Речь идет о создании в Петербурге театрального мини-квартала, где история города и темп современной жизни будут ощутимы в равной степени, - говорит архитектор. - Мой проект станет максимально открытым. В новом здании будет сквозная галерея, доступная для посещений в любое время дня и ночи".

У сторонников Перро очертания нового здания рождают параллели с золотыми куполами православных церквей, однако у его противников возникают совсем другие ассоциации.

Многие петербуржцы так и не смогли принять замысел французского архитектора, называя его чересчур революционным и по меньшей мере некорректным. Самое безобидное из прозвищ, которыми в изобилии наградили проект консервативные горожане, - это "золотая картофелина".

По мнению критиков, для исторического центра Петербурга с его классическими линиями такие конструкции слишком экстравагантны и будут диссонировать с обликом города.

Несмотря на победу в конкурсе и подписанный договор, Доминику Перро еще предстоит отстоять свой дизайн. "То, что вы видите - еще далеко не окончательный вариант", - заявила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко сразу после церемонии подписания контракта. - Мы будем просить архитектора сделать проект гармоничной составляющей той части города, где расположено историческое здание театра".

Плохая акустика

Художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев уверен, что как в визуальном, так и в техническом отношении новое здание безусловно войдет в число лучших концертных залов мира.

"В творческом отношении мы никогда никому не завидовали, однако в том, что касается технологий и технического оснащения, мы с большим вниманием смотрим на то, чем располагают театры Европы, Азии и Америки, где регулярно выступает наша труппа, - признает маэстро. - Обобщенный опыт наших наблюдений и критических размышлений очень поможет при возведении новой сцены. По акустическим характеристикам новый зрительный зал должен войти в первую мировую пятерку".

Разговоры о необходимости новой сцены Мариинского театра начались еще пять лет назад. По мнению Гергиева, технические параметры театра уже давно не соответствуют творческому потенциалу труппы. Например, для того, чтобы смонтировать декорации к опере Прокофьева "Война и мир", Маринка должна закрываться как минимум на четыре дня.

Иностранные режиссеры, работающие в театре, вынуждены отказываться от сценических экспериментов из-за технического несовершенства зала.

По словам солистки оперной труппы театра Ольги Бородиной, акустика театра серьезно пострадала в результате внутренних перестроек советских лет. "Солисты, находящиеся в глубине сцены и даже на ее середине, не слышат оркестра",- говорит певица. - Нам приходится ориентироваться исключительно на указания дирижера".

По оценке Доминика Перро, новый театр, зрительный зал которого сможет вместить две тысячи зрителей, откроется в октябре 2009 года, при условии своевременного финансирования.

Галина Столярова, bbcrussian.com

реклама