Carl Czerny
По национальности чех. Сын и ученик пианиста и педагога Венцеля (Вацлава) Черни (1750-1832). Учился игре на фортепиано у Л. Бетховена (1800-03). Концертировал с 9-летнего возраста. На формирование Черни как исполнителя оказал влияние И. Н. Гуммель, как педагога — М. Клементи. За исключением кратковременных концертных поездок в Лейпциг (1836), Париж и Лондон (1837), а также посещения Одессы (1846), работал в Вене. Черни создал одну из крупнейших пианистических школ 1-й половины 19 в. Среди учеников — Ф. Лист, С. Тальберг, Т. Дёлер, Т. Куллак, Т. Лешетицкий.
Написал много произведений для разных составов исполнителей и в разных жанрах, в т. ч. духовных (24 мессы, 4 реквиема, 300 градуалов, оффертории и др.), сочинений для оркестра, камерно-инструментальные ансамбли, хоры, песни для одного и нескольких голосов и музыкальные номера для спектаклей драматического театра. Наиболее известны произведения Черни для фортепиано; в некоторых из них использованы чешские народные мелодии («Вариации на оригинальную чешскую тему» — «Variations sur un theme original de Boheme»; «Чешская народная песня с вариациями» — «Bцhmisches Volkslied mit Variationen»). Многие произведения Черни остались в рукописи (хранятся в архиве «Общества друзей музыки» в Вене).
Особенно значителен вклад Черни в инструктивно-педагогическую литературу для фортепиано. Ему принадлежат многочисленные этюды и упражнения, из которых им составлены сборники, школы, включающие сочинения разной степени трудности, направленные на систематическое овладение различными приёмами фортепианной игры и способствующие беглости и укреплению пальцев. Его сборник «Большая фортепьянная школа» ор. 500 содержит ряд ценных методических указаний и развёрнутое дополнение, посвященное вопросам исполнения старых и новых фортепианных сочинений — «Die Kunst des Vortrags der дlteren und neueren Klavierkompositionen» (ок. 1846).
Черни принадлежат редакции многих фортепианных произведений, в т. ч. «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха и сонат Д. Скарлатти, а также фортепианные переложения опер, ораторий, симфоний и увертюр для 2-4-ручного исполнения и для 8-ручного на 2 фортепиано. Издано свыше 1000 его сочинений.
Литература: Терентьева H., Карл Черни и его этюды, Л., 1978.
Я. И. Мильштейн