Френкель, Даниил
Френкель — автор большого количества музыкально-театральных, симфонических и камерных произведений. Главные же интересы композитора лежат в области оперы. Воздействие традиций русской оперной классики XIX века, прежде всего Чайковского, отчасти Мусоргского, сказалось на музыкальном стиле опер Френкеля, отмеченном мелодичностью, ясностью форм, простотой гармонических средств.
Даниил Григорьевич Френкель родился 15 сентября (нов. ст.) 1906 года в Киеве. В детстве обучался игре на рояле, с 1925 по 1928 год обучался фортепианной игре в Одесской консерватории, а с 1928 года в Ленинграде. Под руководством композитора А. Гладковского он прошел курс теории и композиции, с М. Штейнбергом занимался инструментовкой. Среди первых сочинений Френкеля — романсы, фортепианные пьесы, а также и оперы: «Закон и фараон» (1933) и «В ущелье» (1934), написанные по мотивам рассказов О’Генри. В следующей работе — опере «Рассвет» (1937) — композитор обратился к социально значительной теме революционного движения в России XIX века. В то же время Френкель пробовал свои силы в области симфонической музыки (Симфоньетта, 1934, Сюита, 1937).
Творчество периода Великой Отечественной войны и послевоенных лет отмечено углублением содержания, расширением круга жанров. Появляется кантата «Священная война», ряд камерно-инструментальных сочинений, в том числе фортепианные сонаты, квинтет, квартеты, музыка к драматическим спектаклям. По-прежнему Френкеля привлекает опера. В 1945 году была написана опера «Диана и Теодоро» (по пьесе Лопе де Вега «Собака на сене»). В числе последних работ опера «Бесприданница» (по одноименной пьесе А. Островского), поставленная в 1959 году ленинградским Малым оперным театром).
М. Друскин
Сочинения:
оперы - Закон и фараон (1933), В ущелье (1934; обе - по О. Генри), Рассвет (1938, Оперная студия Ленингр. консерватории), Диана и Теодоро (по пьесе Лопе де Вега "Собака на сене", 1944), Угрюм-река (по одноим. роману В. Я. Шишкова, 1951, Ленингр. Малый т-р оперы и балета; 2-я ред. 1953, там же), Бесприданница (по одноим. пьесе А. Н. Островского, 1959, там же), Джордано Бруно (1966), Смерть Ивана Грозного (по одноим. драме А. К. Толстого, 1970), Сын Рыбакова (по пьесе В. М. Гусева, 1977, Нар. т-р оперы и балета дома культуры им. Кирова, Ленинград); балеты - Катрин Лефевр (1960), Одиссей (1967); оперетты - Голубая стрекоза (1948), Опасный рейс (1954); кантаты - Священная война (1942), Россия (сл. А. А. Прокофьева, 1952), В полночь у Мавзолея, Последнее утро (обе 1965); для оркестра - 3 симфонии (1972, 1974, 1975), симфониетта (1934), сюита (1937), балетная сюита (1948), 5 симф. этюдов (1955); для фп. с орк. - концерт (1954), фантазия (1971); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1974); 2 струн. квартета (1947, 1949), фп. квинтет (1947), вариации для голоса, влч. и камерного орк. (1965); для фп. - Юношеский альбом (1937), 3 сонаты (1941, 1942-53, 1943-51), вариации на цыганские темы (1954), Каприччио (1975); для голоса с фп. - романсы на стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, А. А. Блока, песни, в т.ч. вок. цикл Земля (сл. Л. С. Первомайского, 1946); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.