Аристоксен, Аристоксен Тарентский (Aristoxenos) (354, Тарент — ок. 300 до н. э.) — древне-греческий музыкальный теоретик. Учился у Аристотеля в Афинах, там же преподавал. Своё учение изложил в многочисленных работах (св. 450; б. ч. утеряна). Сохранился его труд «Гармоника» (в 3 книгах), фрагменты из «Ритмики», некоторые положения его учения дошли до нас в изложении Плутарха.
Аристоксен предпринял попытку синтезировать аристотелевскую концепцию с критически переосмысленными элементами учения Пифагора. Звуки, их высота, интервалы представляют собой, по мнению Аристоксена, феномены естественного и строго закономерного движения и порядка в природе. Также и ритмическая организация звуков имеет объективную основу, составляя ритмизированную, упорядоченную разновидность объективного «порядка времён».
В противовес идеализму Платона, Аристоксен утверждал, что душа — это гармония тела, обладающая музыкальным строем, подобным струнным инструментам. Это даёт людям возможность эмпирического познания музыки и её закономерностей. Он отвергал учение пифагорейцев о чисто математической природе звуковых отношений и обращался к чувственному опыту: «О величинах интервалов мы судим при помощи слуха».
Аристоксен впервые выдвинул предположение, что в «непосредственной слышимости» музыкальные звуки несколько отклоняются от «чистого строя», сконструированного пифагорейской школой. Но высота звука и величина интервала не заключают в себе всей полноты музыкального звучания. По слуху можно определить величину интервалов, но для того чтобы понять их значение, необходимо размышление.
Разработал систематику «гармонических» (музыкальных) явлений, различающихся по наклонениям, интервалам, абсолютной высоте, ладам, возможным модуляциям, композиционным принципам. Аристоксен классифицировал интервалы по консонантности и диссонантности звучания, по степени их сложности, по рациональности структуры.
Для Аристоксена ритм — выражение мужественного, активного начала в музыке; он связывал ритм в музыке с ритмом стиха и с мерностью физического движения в природе. Аристоксен оказал влияние на музыкальные концепции школы неоплатоников, на музыкальную теорию средних веков и эпохи Возрождения.
Издания: Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenentums, Bd 1, ubers. u. erklцrt durch R. Westphal, Lpz., 1883; то же, Bd 2. Berichtigter Originaltext…, hrsg. von Fr. Saran, Lpz., 1893.
Литература: Античная музыкальная эстетика. Вступит. очерк и собрание текстов А. Ф. Лосева, М., 1960, с. 52–54 и 207–208; Laiоу L., Aristoxene de Tarente, P., 1904; Abdy W. Ch. Fr., The Aristoxenian theory of musical rhythm, Camb., 1911; Handsсhin J., Der Toncharakter, Z., 1948.
K. K. Розеншильд
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.