Таиландская музыка, сиамская музыка, - древнее иск-во, сложившееся под влиянием инд. и кит. культур, а также во взаимодействии с музыкой Кампучии, Лаоса и Бирмы. В силу историч. условий развития Таиланда большое воздействие на его культуру, в т. ч. музыку, оказали кхмерские традиции. Пестрота этнич. состава обусловила существование разл. региональных муз. культур. В Таиланде, как и во мн. странах Юго-Вост. Азии, трудно провести грань между традиционной и т. н. классич. музыкой. Мастерство музыкантов-непрофессионалов очень высоко. Подлинная виртуозность отличает игру ансамблей деревенских музыкантов. В наиболее нетронутом виде традиц. музыка сохранилась в деревнях р-на Чиангмай.
У народов Таиланда распространён тип историч. баллад (часто героич. содержания) фонг сы. Песни этого жанра отличаются продолжительностью, пение перемежается развёрнутыми инстр. интерлюдиями. Мелодии песен - речитативного характера - тесно связаны со структурными закономерностями текста. Манера пения характеризуется своеобразной вибрацией на выдержанных звуках и обильной мелизматикой. Жанр хат лыон ("чередующиеся песни") включает свадебные песни куан ланг.
Разнообразен муз. инструментарий Таиланда. Среди струнных - 2-струнные скрипки кит. происхождения сау дуонг и сау о (используются как сольные инструменты и в ансамблях), 3-струнные скрипки сау сам сай (корпус из скорлупы кокосового ореха треугольной формы), 3-струнная лютня сёунг, цитра кхим (кит. происхождения), тьакау (напоминает гитару больших размеров; играют на этом инструменте преим. женщины). Духовые - поперечная флейта кхлый, гобой (с 8 отверстиями) пинай, инструмент типа волынки кхен. Ударные - ксилофоны ранад ёк и ранад тхум, пластинчатый металлофон ранад ёк лёк, гонги, в т. ч. вонг иай и вонг лёк, барабаны тхон, рамана (маленькие, с одной мембраной), кхлонг кхёк (продолговатый, 2-сторонний; малайского происхождения), кхлонг тхад (бочкообразный; кит. происхождения), тапхон (горизонтальный, 2-сторонний, во время игры помещается на спец. подставку; по-видимому, инд. происхождения), тарелочки чинг, большие тарелки чхап.
В Таиланде популярны инстр. ансамбли, неизменно участвующие в нар. празднествах, придв. церемониях, театр. представлениях, они сопровождают также нек-рые религ. буддистские обряды, исполняют танц. и развлекат. музыку. Широко распространён ансамбль классич. типа - пипхат. Существует ряд его разновидностей. По составу и манере исполнения пипхат аналогичен кхмерскому пин-пеату, лаосскому пипхату и бирманскому саин ваин. Он включает 1-2 пиная, ксилофоны ранад ёк и ранад тхум, гонги вонг иай и вонг лёк, барабаны кхлонг тхад и тапхон, тарелочки чинг (выполняют роль метронома). Иногда добавляется также ранад ёк лёк. В классич. репертуаре пипхата - сложные развёрнутые композиции, строящиеся на своеобразном взаимодействии инструментов ансамбля. Из коротких мотивных образований сплетаются бесконечные мелодич. линии (поручены ксилофонам и гонгам), развивающиеся в параллельном или противоположном движении равными метрич. длительностями, в оживлённом темпе. Барабаны выполняют функцию "пунктуации", подчёркивая осн. ритмич. формулы и окончания фраз. Нередко используется приём двойного ускорения темпа. Ладовой основой композиций является традиц. кхмерская гептатоника, представляющая собой 7-ступенный звукоряд с приблизительно равными интервалами между ступенями. Пьеса часто начинается сольными пассажами пиная, богато орнаментированными (иногда пинай вступает только во 2-й части композиции). Осн. разделы произв. связываются речитативными интерлюдиями в свободном метре (виртуозные пассажи на пинае, ксилофоне, гонге вонг иай).
Известен также ансамбль традиционного типа - круанг сай (на северо-востоке Таиланда популярен ансамбль вонг кхен, на севере - вонг писо, на юге - вонг шатри) и смешанного типа - мохори (своеобразная комбинация инструментов, входящих в пипхат и круанг сай).
В совр. Таиланде всё чаще встречаются ансамбли смешанного состава, куда входят нац. струнные инструменты, а также инструменты европ. происхождения (скрипка, кларнет, вибрафоны и т. д.). Это породило тенденцию к трансформации традиц. звукоряда в равномерно-темперированный, в результате чего музыка во многом теряет присущее ей своеобразие.
Существ. место отводилось музыке в придв. быту. При дворе правителей Сиама обязательными были муз. ансамбли, к-рые играли в дни торжеств, во время приёмов гостей и др. церемоний. К музыкантам относились с почтением, среди членов королевской фамилии было немало хороших исполнителей на различных инструментах (известна легенда о короле Раме II, виртуозе на скрипке сау сам сай, который отменил налоги с плантаций, где росли кокосовые орехи треугольной формы).
С далёких времён одним из любимых нар. развлечений были песенно-поэтич. состязания хан кхуонг. Девушки, стоящие на помосте, поют попеременно с юношами, находящимися около него. Юноша, ответивший девушке достаточно поэтично и находчиво, поднимается на ступень лестницы, ведущей на помост. Подобные песни-ухаживания обычно сопровождает старинный тайский инстр. ансамбль круанг сай тхай дёум, по составу и стилю исполнения сходный с сев.-лаосскими ансамблями, играющими на свадьбах. Для этого ансамбля типично своеобразное тембровое сочетание флейты кхлый и гобоя пинай, мелодические линии которых причудливо переплетаются. Поддерживают их скрипки сау дуонг и сау о, цитры кхим, барабаны тхон, рамана (звучат всегда в паре) и кхлонг кхёк.
Большой популярностью в Таиланде пользуются всевозможные театр. представления, в к-рых музыке принадлежит одна из ведущих ролей. Обязат. участником спектаклей любимого в народе кукольного т-ра кхампхак (один из видов т-ра теней; разыгрываются преим. сюжеты из тайской версии "Рамаяны" - "Рамакиян") является ансамбль, включающий небольшой цилиндрический барабан, на котором играют пальцами, ксилофон и гонг (гонг иногда заменяется тарелочками, а ксилофон - кхеном). Текст от автора, произносимый кукольником, исполняется в характере речитатива.
Спектакли т-ра масок - кхон, являющиеся в сущности пантомимой, насыщены музыкой. Партия ведущего - это своеобразная речитация под музыку. Большое место отведено хору, поющему песни. Всё действие (в основном также эпизоды из "Рамакиян") сопровождается игрой ансамбля, состоящего из дух. и удар. нац. инструментов. Ударные определяют ритм движения актёров. Перерывы между сценами заполняются танцами, к-рые некогда представляли собой самостоят. сценич. форму рабам, по-видимому, кхмерского происхождения. Немаловажна роль музыки и в спектаклях лакхон (разновидность т-ра масок; в т-ре кхон все роли исполняют мужчины, в лакхон - только женщины). Здесь танец является не вставным номером, а осн. элементом спектакля. Сюжеты, заимствованные гл. обр. из преданий и героич. сказаний кхонтаи, а также из буддийских джатак (повестей), включают и нек-рые эпизоды из "Инао" (сиамская переработка яванского эпоса "Панджи"), с к-рым связаны своеобразные муз. традиции. В театр. представлении ликэ (традиц. т-р малайского происхождения, одна из древнейших форм т-ра масок), широко популярном среди сельского населения и поныне, на всём протяжении спектакля звучит музыка. Непрерывно чередуются речитативы, песни, танцы, к-рым аккомпанирует инстр. ансамбль пипхат.
Значит. пласт культуры Таиланда составляет культовая музыка. Многие буддийские церемониалы и обряды (буддизм юж. ветви - хинаяна - является гос. религией Таиланда; малайцы, обитающие на юге страны, исповедуют ислам, в сев. р-нах нек-рое распространение получило христианство) сопровождаются муз. ансамблями. В произнесении молитв большое значение имеет речитация. Один из видов религ. музыки - пласатвай - распространён в р-не Чиангмай (в монастыре ват Нантарам и др.). Ритуальный ансамбль, принимающий участие в религ. процессиях, состоит обычно из 3 лютней сёунг, флейты кхлый, скрипки сау о, тарелок чхап и чинг, барабана. Муз. композиции пласат вай представляют собой калейдоскопич. сплетения из множества мотивных образований. Они отличаются ладовой устойчивостью, сдержанным темпом. Мелодич. линию ведут сёунги, кхлый, сау о, ударные подчёркивают метрич. акценты. В этих композициях заметно влияние кит. музыки.
На Т. м. оказала определ. воздействие европ. культура. Первые торговые миссии из Европы проникли в Таиланд в 17 в. (голландцы, затем - англичане). Позднее на Таиланд претендовали Испания, Португалия, Франция. В 19 в. Таиланд попеременно зависел от Великобритании и Франции, позднее - Японии. Влияние европ. муз. традиций стало ощущаться к кон. 19 в. Появились европ. муз. инструменты, со временем вытеснившие из ансамблей нек-рые нац. инструменты. Был создан придв. дух. бэнд, открылись частные муз. школы европ. типа.
Значит. социальным явлением стало песенное движение "музыка для жизни", распространившееся вслед за гос. переворотом 1932 и установлением в Таиланде конституционной монархии. Эти песни, использующие традиц. мелодии, исполнялись с совр. актуальными текстами (социальная критика, политич. сатира и др.). Пропагандистами их явились ансамбли "Каммачон" ("Рабочие"), "Караван" и др. В репертуаре этих ансамблей большое место занимают произв., посв. пролетариату и крестьянству. Стремясь к контакту с аудиторией, участники ансамблей поют на диалектах тех местностей, где они выступают. В инстр. сопровождение наряду с бамбуковыми флейтами, кхенами и др. нац. инструментами включены совр. гитары, барабаны, используется электронная аппаратура. Выступления таких коллективов неоднократно запрещались реакц. режимами Таиланда.
С сер. 50-х гг. обнаруживаются тенденции к подъёму нац. культуры, к возрождению и развитию самобытных жанров, стилей, форм. Большую работу проводит Департамент изящных иск-в. Он руководит деятельностью художеств. коллективов, объединяет ряд ансамблей классич. музыки (Пипхат Дюкдамбан, Пипхат Кхруенг Иай и др.), хоры, Художеств. оркестр (симфонический, малого состава, организован в 60-х гг., руководитель - амер. дирижёр Дж. де Прист; в репертуаре - гл. обр. произв. зап.-европ. классики) и Нац. ансамбль Таиланда, завоевавший известность и за рубежом (выступал в СССР в 1976). Танц. группа ансамбля исполняет танцы классич. стиля ("Соенг Катип Кхао", "Кинари", "Си Нуан" и др.), инстр. группа - это традиц. ансамбль пипхат. В концертах ансамбля участвуют ведущий (ему поручены речитативы) и неск. певцов (исполняют песни классич. стиля). Департамент изящных иск-в организует концерты нац. и заруб. музыки, наиболее значительные из них проходят в помещении Нац. т-ра в Бангкоке.
Всё большее внимание уделяется муз. образованию. Созданы ф-ты иск-в при ун-те Силпакорн, Чулалонгкорнском, Касетсартском и др. ун-тах, муз. дисциплины преподаются в ряде колледжей, в т. ч. буддийских. Изучением нац. муз. культуры занимаются ун-ты, а также Таиландское об-во (быв. Сиамское, осн. в 1904).
Среди совр. таиландских музыкантов - композиторы Монтри Трамоте, принц Нарис (пишут музыку в традиц. стиле, аранжируют традиц. нар.-проф. произв.), певицы У. Сукантхамалаи, Т. Айлин, Ч. Дурьябханд, исполнители на пинае Т. Конглаитонг, Н. Таймин и др.
Муз. коллективы и специалисты в области нац. музыки участвуют в междунар. фестивалях, конференциях, симпозиумах. Большое значение имел проведённый в 1976 в Бангкоке Фестиваль музыки и танцев Азии, на к-ром выступили лучшие музыканты и танцоры ряда азиатских стран.
Литература: Stumpf С., Tonsysteme und Musik der Siamesen, в кн.: Beitrдge zur Akustik und Musikwissenschaft, Lpz., 1903; Phra Chen Duriyanga, Thai music, Bangkok, 1948, 1954; Yuphо Dh., Thai musical instruments, Bangkok, 1960; Hamburger L., Fragmented society. The structure of Thai music, "Sociologus", 1967, v. 17, No 1; Moore S., Thai songs in 7/4 meter, "Ethnomusicology", 1969, v. 13, No 2; Mоrton D., The traditional music of Thailand, Berk., 1976.
Дж. К. Михайлов, E. В. Васильченко