Колокол — ударный, сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши, внутри к-рой подвешен язык (ударник). Изготовляется из бронзы. Самые большие в мире К. были отлиты в России (35, 50 т и более; Царь-колокол в Моск. Кремле весит более 200 т). К. имеет звук определённой высоты, к-рую зафиксировать трудно из-за сложного ряда обертонов (соответствующего квадратам натурального ряда чисел: 1, 4, 9, 16, 25 и т. д.). Звук извлекается двумя способами: раскачиванием самого К., края к-рого попеременно ударяются о язык (при этом невозможно применение К. больших размеров), и раскачиванием языка, ударяющегося о края К. Последний способ, являющийся отличительной особенностью рус. колокольного звона, обеспечивает равномерность ударов, даёт возможность использовать большие К.
К. был известен с древних времён как сигнальный инструмент. В 4–6 вв. в Европе началось производство больших К. Их применяли в праздничных шествиях, для созыва населения (вечевой К.), сбора войска и объявления тревоги (см. Набат), подачи сигналов потерпевшим бедствие и т. п. С сер. 9 в. колокольный звон становится частью церк. обрядов. Для К. сооружали спец. звонницы и колокольни. Во время церк. колокольного звона использовались различно настроенные К., на к-рых исполнялись определённые (для каждого случая) мелодич. и ритмич. последовательности. Звон в один или неск. К. поочерёдно (перебор) в православной церкви называется благовестом, в неск. К. одновременно — трезвоном. Колокольный звон был записан (положен на ноты) А. А. Израилевым (70-е гг. 19 в.). Он изобрёл акустич. прибор для определения числа колебаний звучащего К., благодаря чему стало возможным настраивать К. в определённый тон (см. также Куранты). Ростовские звоны записаны на пластинку фирмой «Мелодия» (1963).
Литература: Израилев A., Ростовские колокола и звоны, СПБ, 1884; Рыбаков С. Г., Церковный звон в России, СПБ, 1896; Оловянишников Н. История колоколов и коло-кололитейное искусство, М., 1912; Пухначёв Ю., Глагол времён, металла звон…, «Наука и жизнь», 1972, No 8.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Он несравненно больше ассоциируется с самой жизнью, чем с музыкой. И не случайно. Ведь это инструмент прежде всего сигнальный. Колокола отливали, устанавливали и звонили в них не для развлечения, а для оповещения людей о тех или иных событиях, о необходимости собраться. Это было первым средством массовой информации. Большую роль играет колокол и в церковной обрядовости.
Колокола делаются из бронзы. Внутри корпуса подвешен так называемый язык — ударник. От соприкосновения его с корпусом и возникает звук. Звук имеет точную высоту, которая зависит от величины колокола. Набор разных колоколов позволяет исполнять мелодию. В православной церкви эта колокольная мелодия называется благовестом. Звон во все колокола одновременно, аккордом, называется трезвоном. По характеру звона люди определяли, о чем сообщает колокол.
В Европе начали отливать большие колокола в середине первого тысячелетия. Колокола помещали на самых высоких архитектурных точках. Специально для них строили звонницы и колокольни. Небольшие колокола просто раскачиваются. Большие же сдвинуть невозможно, и в них раскачивают язык, чтобы он ударялся о края. Такая игра принята в России, славящейся большими колоколами, необходимыми для распространения звука на больших пространствах. И самый большой колокол, как известно, отлит в России. Это Царь-колокол в Московском Кремле, он весит более 200 тонн.
М. Г. Рыцарева