Агогика (от греч. ἀγωγή — увод, унесение) — небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность муз. исполнения. Термин «агогика» применялся в др.-греч. муз. теории; в совр. музыкознание введён в 1884 X. Риманом, разрабатывавшим общую теорию муз. исполнения. Ранее явления, относящиеся к области агогики, обозначались как «свободное Tempo rubato». Агогика способствует выделению тактового и мотивного членения произв., подчёркивает особенности его гармонич. структуры. Связанные с фразировкой и артикуляцией, агогические отклонения возникают параллельно муз. динамике и как бы вытекают из неё; в затакте лёгкое crescendo обычно сочетается с небольшим ускорением темпа; на звуках, приходящихся на сильное время, темп, как правило, слегка замедляется, т. е. их длительность растягивается (т. н. агогический акцент, обозначаемый в нотном письме знаком или над нотой), в diminuendo и на слабых (женских) окончаниях прежний темп восстанавливается.
Эти небольшие темповые отклонения в большинстве случаев взаимно компенсируются, чем обеспечиваются целостность, слитность муз. движения. Такая агогика применяется в небольших муз. построениях. В более широких (объёмных) муз. построениях (напр., при длительных секвенцеобразных ходах) встречается агогика иного типа — торможение движения, часто ещё более усиливающее действие динамич. подъёма, замедления, паузы при вступлении темы и т. п. Хотя агогика возникла вместе с самим муз. иск-вом, масштаб применения агогич. темповых отклонений, прежде умеренный, очень возрос в 19 в., в эпоху расцвета муз. романтизма.
Особым видом агогики является Tempo rubato.
Литература: Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в сб.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М., 1940.
И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.